Одной из актуальнейших задач, стоящих сегодня перед дошкольным учреждением, является организация работы с семьей вреально социально-экономических условиях. Сложности встречаются в период адаптации ребенка к детскому саду. Здесь особенно важен контакт родителей и педагогов, поскольку для малыша отрыв от семьи — очень тяжелый и болезненный процесс.Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями.
Необходимое условие успешной адаптации — согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду. Но семье и детскомусадузачастую не всегдахватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Чтобы исправить такое положение проводится работа по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ. Задача воспитателя — успокоить прежде всего взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.
Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями , суть которых - создать в детском саду необходимые условия для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы подразделяются на коллективные (собрания, лектории, круглые столы, вечера вопросов и ответов,и т.д ), индивидуальные (индивидуальная консультация или беседа, участие родителей в подготовке и проведении воспитательно-образовательного процесса) и наглядно- информационные.
В настоящее время существует многообразие нетрадиционных форм,где выделяются информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные.
Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника. Контакты с родителями детей раннего возраста в детском саду начинается уже с того момента, когда они приносят медицинскую карту будущего воспитанника, тогда и организуется первичное знакомство с родителями малышей, в ходе которого проводятся беседа и анкетирование, направленные на изучение специфики семьи. Это позволяет судить об общекультурном уровне родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с родителями.
Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным. Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. К данной группе форм относится проведение в группах праздников и досугов, выставки совместных работ детей и родителей, помощь в создании мини-музеев и другое. Такие мероприятия помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Использование досуговых форм способствует тому, что, благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы, родители становятся более активными в общении. В дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.
Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания, для формирования у родителей практических навыков.
Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам и методам общения как собрания, групповые консультации, выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями; участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов; совместное создание предметно – развивающей среды; работа с родительским комитетом; беседы с детьми и родителями, обмен литературой.
Данные формы использовались и ранее, однако, сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относится общение на основе диалога, открытости, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются как нетрадиционные. Например, это может быть проведение родительских собраний по мотивам известных телевизионных игр: «КВН», «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», «Устами младенца» и др.
В результате повышается уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствует развитию их творческой инициативы. Родители становятся активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, учатся взаимодействовать друг с другом.Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения; позволяют правильно оценить деятельность педагогов; пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания;объективнее увидеть деятельность воспитателя.К специфике общения с родителями данного контингента детей относится и то, что педагог не проводит с родителями открытые просмотры видов деятельности как, например, в старших возрастных группах. Дети могут сорвать занятие, эмоционально реагируя на появление родителей. Заменить открытые просмотры могутсовременные технические возможности, например, использование фотоальбомов, стенгазет, записи занятий с детьми или других видов деятельности на цифровые носители. Наглядно-информационное направление включает в себя: родительские уголки; папки - передвижки «Правовое воспитание», «Где живёт витамин»и т.д.; семейный и групповые альбомы «Я и вся моя семья», «Широкая масленица»; фотовыставки.
Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того чтобы она была действенной, помогала активизировать родителейиспользуются рубрики:«Наши добрые дела», «Чем мы сегодня занимались», «В помощь родителям», в которых помещается практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.
Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
Специфика наглядно-информационных форм заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное - через информационные листы, буклеты, организацию выставок и т.п.
Процессадаптациидошкольникакновымдлянегоусловиям,вхождениевколлектив сверстников - длительныйпроцесс и очень болезненный. Происходит освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений. Чтобы облегчить этот период педагогу необходимо изучитьиндивидуальныеособенностиребёнка, использовать элементы телесной терапии (брать ребенка на руки, обнимать, поглаживать),использовать игровые методы взаимодействия с ребенком, создавать у ребенка положительную установку на предстоящие режимные процессы, согласовывать методику режимных процессов с семьей. Некоторым детям в период адапта¬ции помогают музыкальные занятия, некоторые с удовольствием рисуют, конструируют, строят, умиротворяющие действие на детей оказывают игры с песком и водой, такие игрыв период адаптации имеют успокаивающее и расслабляющее действие. Необходимо сохранять в период привыкания привычные для ребенка приемы ухода, даже если они противоречат установкам педагога: покачать его на руках перед сном, взять с собой игрушку, дать пустышку, если он к этому привык. В течение всего адаптационного периода к детским занятиям нужно отнестись особенно благожелательно, помогать малышам осуществлять их задумки, положительно оценивать результаты труда.
Приобретения, которые делает малыш в раннем детстве, поистине огромны. Главнейшие приобретения из них те, что определяют развитие его психики, предметная деятельность становится ведущей, а общение происходит в основном по поводу действий с предметами. Такое общение называется ситуативно-деловым. В ходе делового общения у ребенка формируются особые связи с окружающими людьми. Процессадаптациибудет протекать более благополучно у малыша, владеющего навыками ситуативно-делового общения. Овладение речью - речевое общение позволяет ребенку усваивать знания, формировать необходимые умения и навыки и через родителей и педагога. Между ними возникают новые отношения, которые можно назвать отношениями сотрудничества. Ребенок начинает действовать с предметами вместе со взрослым, быстрее приобщаться к человеческой культуре.
На втором и третьем году заметное место в жизни малыша начинает занимать игра, здесь берут свое начало рисование, лепка, конструирование. Легче всегоадаптацияпротекает у малышей, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушками и решать предметные задачи: собрать пирамидку, матрешку, элементы конструктора. Для ребенка, умеющего хорошо играть, не составляет труда войти в контакт с любым взрослым, так как он владеет необходимыми для этого средствами.
Каждый из этих факторов незаменим, а все они, вместе взятые, достаточны для разностороннего и полноценного психического и поведенческого развития маленького растущего человека.
Воспитание и развитие ребенка невозможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.