Разработали: _Тарасенко Ольга Петровна, Ярошенко Ольга, Екименко Н.В.
Проблема:
Ребенок растет, вместе с ним растут и проблемы. Очень важная проблема- это адаптация к детскому саду. Поэтому, отправляясь с ребенком в детский сад, родители понимают, что в его жизни происходит множество изменений. Из знакомой, привычной для него семейной среды он попадает в среду дошкольного учреждения. Ребенок должен приспособиться к изменениям, произошедшим в его жизни.
Актуальность: Родители , сотрудники детского сада, и дети старших групп должны создать такие условия, которые помогут ребенку успешно адаптироваться в новом коллективе. Для этой цели был разработан проект по адаптации «Давайте знакомиться».
Цель: создание оптимальных условий для успешной адаптации детей к детскому дошкольному учреждению.
Задачи:
-Оказать детям помощь в осознании себя как члена детского коллектива и освоение разных социальных ролей.
-повысить уровень компетенции родителей в вопросах адаптации к условиям детского сада и их мотивации к взаимодействию с сотрудниками ДОУ в совместной проектной деятельности.
-вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами творческую деятельность.
- Предоставить детям подготовительной группы возможность выступить в качестве наставников малышей.
- преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
- формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.
- снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
- развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
- развитие чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений;
- развитие игровых навыков, произвольного поведения.
Проект будет использован в следующих видах деятельности: игровой, совместной, двигательной, продуктивной, творческой.
Новизна проекта состоит в тесном сотрудничестве с детьми подготовительной группы и родителями.
Участники проекта:
Дети подготовительной группы, педагоги Тарасенко О.П., Ярошенко О.П., родители, муз работник Афанасьева А.С., старший воспитатель Екименко Н.В.
Вид проекта: фронтальный, среднесрочный (август-декабрь)
Тип проекта: творческий, ролево-игровой, информационно-практико-ориентированный.
Методы: наглядный, словесный, практический, интерактивный.
Форма:
-ситуативный диалог.
-ознакомительная беседа с родителями и детьми на создание психологически-комфортной обстановки, рассчитанной на дифференцированный подход к каждому ребенку при реализации проекта;
-целевые прогулки, экскурсии по территории детского сада;
- проведение НОД по данной направленности;
-чтение художественной литературы ;
- творческая мастерская по изо-деятельности;
- дидактические игры ;
-выставки творческих работ;
- фотовыставка
- культурно-досуговые мероприятия
-Спортивные мероприятия
-анкетирование и консультации для родителей;
1 младшая группа подготовительная группа
№ |
Мероприятие (НОД, экскурсии, эксперименты, культурно-досуговые мероприятия, беседы, чтение и т.д…, но обязательно интегрируемые) |
Социальные партнеры |
Мероприятие (НОД, экскурсии, эксперименты, культурно-досуговые мероприятия, беседы, чтение и т.д…, но обязательно интегрируемые) |
Социальные партнеры |
Август |
1 |
консультации для родителей
донести информацию родителям об особенностях адаптации детей раннего возраста. |
воспитатели |
Беседа «К нам придут малыши»
Поставить проблему: как встретить малышей |
Воспитатель |
2 |
Игры для налаживания контакта с ребенком
«Дай ручку!»
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым,
«Привет! Пока!»
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта |
Воспитатели, родители, дети подготовит. группы |
Творческая мастерская «Изготовление украшений для участка 1 мл. гр. |
Воспитатели, дети |
3 |
Целевые прогулки по территории детского сада
Познакомить детей с детским садом. |
Воспитатели, дети |
Сопровождение малышей на прогулках.
Оказание помощи воспитателю 1 мл. группы |
дети |
Украшение участка 1 младшей группы «Встречаем малышей»
Создать хорошее настроение малышам. |
сентябрь |
5 |
Игра-забава «Веселый мяч».
Предложить детям ловить и бросать педагогу разноцветный надувной мяч, называть свое имя, называть себя так, как ласково называют малыша дома. Поддерживать хорошее настроение, способствовать скорейшей адаптации новичков в группе. |
Воспитатели, физ. руководитель,
Дети подготовительной группы,
родители |
Чтение стихов А.Барто «Игрушки» познакомить малышей с произведениями А.Барто и подарить детям игрушки |
Дети |
6 |
Настольный кукольный театр по сказке «Колобок».
Предложить детям подержать в руках персонажей сказки, познакомиться с ними. Учить следить за развитием действия, вызвать эмоциональный отклик. |
воспитатели, родители |
Подготовка спектакля по р.н.с. «Теремок» (изготовление атрибутов, разучивание текста»
Вовлекать детей в подготовке и разыгрывании сказки |
Воспитатель, дети |
7 |
Игра-забава «Кораблики».
Предложить детям запустить в плавание кораблики, учить регулировать направление их движения, выдувая струю воздуха на парус. Формировать правильное носовое дыхание, способствовать эмоциональной разрядке |
Дети, воспитатель |
Творческая мастерская «Кораблики для малышей»
Продолжать воспитывать заботливое отношение к малышам, желание помогать им. |
Дети, воспитатель |
Показ спектакля для малышей «Теремок»
Способствовать поддержанию хорошего настроения, установлению эмоционального контакта между старшими детьми и малышами, вызвать сопереживание персонажам сказки. |
октябрь |
|
Игровая ситуация «Собираем кукол на прогулку».
Учить детей выполнять элементарные ролевые действия, формировать практические навыки. Формировать умение выполнять несколько действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного объекта на другой. Обогащать словарный запас. |
Воспитатель, дети подготов. Группы, родители |
Совместная игровая деятельность с детьми младшей группы.
«Учить детей включаться в игровое взаимодействие с малышами, обогащая их игровой и коммуникативный опыт, способствуя благоприятному протеканию адаптационного периода. |
Воспитатель, дети |
|
Наблюдение за старшими дошкольниками «Сбор природного материала»
Учить детей наблюдать за деятельностью старших дошкольников, включаться в игровое взаимодействие. Обогащать игровой и коммуникативным опыт, способствовать благоприятному протеканию адаптационного периода. |
Дети, воспитатели |
Трудовая деятельность «Сбор природного материала»
Учить детей оказывать посильную помощь малышам в сборе природного материала |
Дети, воспитатели |
9 |
Подвижная игра-задание «Бегите ко мне».
напомнить детям правила, учить понимать суть заданий, выполнять их. упражнять в беге, учить сохранять заданное направление движения. Способствовать активизации эмоционального общения педагога и детей, становлению доверительных отношений. |
Воспитатель, родители |
Подготовка и организация выставки из природного материала «Красота родного края»
Способствовать активизации эмоционального общения детей, становлению доверительных отношений. |
Дети, воспитатель. |
Игровая ситуация «Знакомство с Парковичком»
Расширять представления детей об осенних изменениях в природе. Учить выделять ствол, ветки и листья деревьев, различать цвета осенних листьев, и их размер. |
ноябрь |
8 |
Трудовые поручения: убираем игрушки.
Формировать у детей привычку наводить порядок после игр, убирать игрушки на место. Воспитывать аккуратность, трудолюбие. |
воспитатели, родители |
Трудовые поручения: убираем игрушки.
Помочь малышам навести порядок после игр. Продолжать воспитывать заботливое отношение к малышам, желание помогать им. |
дети |
|
Привлечение родителей к оформлению уголка по ПДД (изготовление макета города)
Привлечь родителей воспитанников, находящихся на этапе адаптации, к работе по изготовлению дидактического материала |
воспитатели, родители |
Помощь в оформлении уголка по ПДД для 1 мл.гр. (изготовление многоэтажных домов)
Вызвать желание у детей помочь изготовить макет города для детей 1 мл. гр. |
Родители, дети, воспитатель |
|
Игра--забава «Воздушные шары».
Предложить детям поиграть вместе со старшими дошкольниками. Учить регулировать силу удара по шару, направлять его партнеру. Развивать Крупную моторику рук, способность ориентироваться в пространстве. Доставить детям радость. |
воспитатели, дети подготовительной группы |
Игра--забава «Воздушные шары».
Предложить детям поиграть вместе с малышами. Формировать такие качества, как забота, доброта, отзывчивость. |
дети |
Спортивное развлечение «Кошкин дом» |
декабрь |
11 |
Экскурсия по участку «Наступила зима».
Формировать у детей представления о характерных признаках зимь учить называть различные зимние явления природы. Напомнить правила безопасного поведения во время прогулки. |
Воспитатели, дети подг. группы |
Изготовление книжек малышек «Зимние забавы»
Познакомить малышей с зимними забавами, рассказать о безопасном во время зимних игр. |
Дети, воспитатель |
12 |
Посещение творческих выставок рисунков «Ах, ты зимушка, зима!»,
Ёлочных игрушек «Необычная новогодняя игрушка» |
Воспитатель, дети. |
Творческая мастерская « Изготовление ёлочных украшений для наших малышей»
Продолжать воспитывать заботливое отношение к малышам, желание помогать им. |
Воспитатель, дети |
Ожидаемые результаты:
Благоприятное прохождение периода адаптации у детей.
Создание комфортной обстановки для детей в группе.
Создание предметно- развивающей среды
Установление доверительных отношений между педагогом и детьми, педагогом и родителями
Установление доверительных отношений, навыки взаимодействия детей разного возраста друг с другом.
Оформление выставки «Я пришел в детский сад».
Используемая литература:
1. Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №6 «Улыбка»
г. Пролетарска Пролетарского района Ростовской области
на 2016-2017 учебный год
2. Рабочая программа первой младшей группы
3.Перспективно- тематическое планирование 1 младшей группы на 2016-2017 уч.г.
4.Комплексные занятия по программе под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Первой младшей группа. Волгоград: Учитель, 2012.- 364 с.
5. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ. Практическое пособие. – Воронеж: Учитель, 2004.
6. Волосова Е. Развитие ребёнка раннего возраста (основные показатели). – М.: Линка-Пресс, 1999.
7. Губа Г.И. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет. Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
8.Павлова С.В., Савинцева Е.А. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста. Детский клуб «Умка». – Учебно-методическое пособие. – М.:
9. Педагогическое общество России, 2010. – 80с.
10. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2012. – 72с.
11. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. – М.: Мозаика-синтез, 2011. – 56с.
12.Соколовская Н.В. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика,рекомендации. – Волгоград:Учитель, 2008.- 188с.