МБДОУ №6 Улыбка

Роль семьи в воспитании ребенка.

 Общеизвестен тот факт, что семьятрадиционно является основным институтом воспитания детей. То, что семья сможетвложить в детские годы в своего ребёнка, будет определять всю его последующуюжизнь.

Как семья влияет на ребенка?

Семья – это минимальная ячейка общества,которая при воспитании детей должна действовать скоординировано, выполняяопределённые функции:

· определять формирование личности ребёнка;

· обеспечивать ему необходимые для физического развития условия;

· обучать;

· прививать любовь к искусству, формируя основы творческихинтересов;

· закладывать основы нравственного поведения, одобряемогообществом.

Важность, которую играет роль семьи в воспитании детейдошкольного возраста, проистекает из того обстоятельства, что большую частьсвоей жизни малыш пребывает именно в кругу семьи. Поэтому ни один другой институт воспитания, сточки зрения продолжительности воспитательного воздействия на личность ребёнка,не может соперничать с воспитанием в семье. Основыхарактера закладываются именно в недрах семьи, и ещё только собирающийся идти вшколу ребёнок, наполовину уже сформирован как личность.
Именно в семье малыш получает свой первый жизненный опыт, делает первыенаблюдения, учится поведению в разных ситуациях. Очень важны конкретные примеры, когда практическими поступкамиподкреплялись бы нравоучительные слова. Ребёнок должен видеть, что теория уродителей не расходится с практикой. Если родители твердятсвоему чаду, что врать нехорошо, однако, сами регулярно лгут, то все ихнравоучения малыш пропустит мимо ушей.
Но семейное воспитание не всегда носит положительный характер, оно может быть инегативным. Безусловным положительным воздействием семьи можно назвать то, чтомалыша в семье окружают по-настоящему близкие ему люди: мама и папа, братья исёстры, бабушки и дедушки. Вряд ли другие люди смогут так искренно любить изаботиться о малыше, как это делают члены семьи.
Но семья вместе с тем являетсятем социальным институтом, который может принести больше вреда, чем другие,опять же из-за своей важнейшей роли в процессе воспитания. Многие,наверное, замечали, что у постоянно тревожащихся матерей дети также имеютбеспокойный характер. У слишком честолюбивых родителей, которые подавляютсобственных детей, те вырастают со сформированным комплексом неполноценности.Если несдержанный отец от любого пустяка воспламеняется как порох, то своидурные черты поведения он наверняка передаст и сыну.
Естественно, в таких ситуацияхвозникает желание сделать так, чтобы свести к минимуму отрицательные моментывоздействия семьи. Для этого нужно, прежде всего, точнонайти внутри семьи те социально-психологические факторы, которые имеют важноевоспитательное значение. Важно помнить, что главной целью в воспитании ребёнкаявляется достижение нравственной связи, душевного единения между родителями ималеньким человечком. Воспитательныйпроцесс нельзя пускать на самотёк и когда малыш немного подрастёт, ведьподростков также нФизическое развитие в семье  нельзя предоставлять самим себе.

Физическое развитие заключается не только лишь в ежедневных занятиях утренней гимнастикой или совместными пробежками. Это, конечно, также положительные моменты воспитания, но физическое развитие начинается ещё задолго до подобных упражнений, ведь к нему относится также формирование у ребёнка с первых же месяцев элементарных двигательных навыков: вначале сидения, потом ходьбы без посторонней помощи и, наконец, приобщение крохи к здоровому образу жизни. 
Любовь к физкультуре и спорту нужно прививать ребёнку с раннего детства. Легче этого добиться, привнося в совместные занятия развлекательные элементы, ведь для дошкольника ведущим видом деятельности остаётся игра. Ребёнку постарше важнее уже собственный пример родителей. К тому же, при совместных занятиях спортом возрастает и сплочённость семьи.

Становление личности

Поскольку ребёнок львиную долю своего времени проводит в семье, то его личность больше всего формируется в процессе взаимодействия с её членами. Есть два направления этого процесса:

· целенаправленное влияние родителей на ребёнка: воспитание, формирование привычек, построение определённого образа мыслей;

· наблюдение ребёнка за родителями и другими старшими родственниками и попытки подражать их поведению.

Но личность ребёнка формирует не только такое семейное взаимодействие, но и тот факт, что со временем меняется даже поведение и привычки взрослых людей.

Нравственность и коррекция культуры поведения

Под культурой поведения понимается совокупность норм и правил, которых должен придерживаться живущий в обществе человек. Поэтому родители с детства учат своих детей вести себя «правильно», делая при этом следующее:

Системы воспитания детей

С появлением ребенка жизненный уклад семьи претерпевает существенные изменения. Как правило, те или иные корректировки вносятся в распорядок дня каждо ...

· учат малыша правильно вести себя с окружающими: детьми, воспитателями, школьными учителями, друзьями по двору, родственниками и посторонними людьми;

· учат доброжелательному общению и объясняют правила этикета;

· учат новым словам и грамотной речи, прививают любовь к чтению;

· обучают приёмам личной гигиены.

В результате у малыша формируется культура речи и общения, деятельности, закрепляются навыки личной гигиены.
В семье также закладываются основы нравственного поведения, родители и ближайшие родственники первыми объясняют, что хорошо, а что плохо.

Появление любознательности и творческих интересов

Все дети любознательны. У дошкольников эта любознательность выражается чередой бесконечных «почему» об окружающем мире. Родители, отвечая на эти вопросы, ещё более стимулируют интерес малыша к познанию. Развивать любознательность у младших школьников, уже умеющих читать, нужно посредством книг. Стихи, сказки, совместное прочтение с последующим обсуждением произведений из школьной программы, развивая интерес ребёнка к познанию, одновременно будут сближать его с родителями. 
Разносторонне развитую личность, пусть даже пяти лет от роду, будет интересовать искусство. Поэтому на выставки и в музеи можно ходить уже с дошкольником. Для них специально устраиваются театральные спектакли – их посещение развивает тягу ребёнка к творчеству, воспитывает любовь к искусству и культуре.

Обучение

Познавательные способности начинают развиваться у малыша намного раньше, чем думают иные родители. Уход за малышом и улыбка матери, совместное чтение книг и ответы на бесконечные «почему», обычное общение и развивающие программы – благодаря всему этому малыш познаёт что-то новое. Эти простые с виду занятия позволяют малышу многое узнать об окружающем мире и жизни в семье.
К сожалению, порой семейное воспитание приносит и неутешительные результаты, пагубно сказывается на развитии детской личности. Если отношения с родителями не были гладкими, то и через много лет, уже давно ставший взрослым человек вспоминает о них с горечью. Здесь многое зависит от стиля семейного воспитания.

Стили семейного воспитания

Педагоги и психологи отмечают три стиля семейного воспитания:

· демократический;

· диктаторский;

· попустительский.

Демократическое воспитание

Считается самым подходящим. В данном случае родители проявляют внимание к ребёнку, уважают его выбор и учитывают его мнение. 
При таком отношении у малыша формируется ответственность за собственные поступки и самостоятельность. 
Родители внимательно выслушивают малыша, а при решении возникших у него проблем пытаются помочь ему советом или хотя бы добрым словом. Поэтому в таких семьях дети уверены, что найдут в семье участие и поддержку, и эту уверенность сохраняют, даже когда выпорхнут из родимого гнезда. 
В таких семьях обращают внимание и на правильное половое воспитание, по-разному воспитывая мальчиков и девочек. Дети же, глядя на союз родителей, усваивают его гармоничность.

Рекомендации родителям по воспитанию детей

У родителей не должно быть никаких сомнений в том, что их чадо, как и все остальные дети, уникален. Но при этом он не является и точной копией одного ...

Диктаторское воспитание

Стремящиеся к диктату родители чрезмерно строги с ребёнком, требуют неукоснительного выполнения любых их требований, мнение же малыша практически не учитывается. Своего такие родители добиваются благодаря принуждению, угрозам и приказам, что разрушительно сказывается на личности малыша. Родительский диктат вызывает внутренний протест у ребёнка или глубокое подавление его личности. 
В первом случае ребёнок становится грубым, агрессивным, готовым на лицемерие и ложь, а во втором становится полностью пассивным и апатичным.

Попустительское (либеральное) воспитание

Обычно либеральное воспитание вызвано чрезмерной любовью к ребёнку, когда все его капризы и желания поощряются. При либеральном воспитании вырастают безответственные и недисциплинированные дети. В своей несоразмерной любви родители просто не замечают, что их чадо становится эгоистом.

Роль каждого родителя в воспитании ребенка

Родители хотят видеть в своих детях своё продолжение, хотят, чтобы те смогли реализовать свои идеалы и мечты лучше, чем это удалось им самим. Но если каждый родитель имеет свой, отличный подход к воспитанию, то неизбежно возникнет конфликтная ситуация. Поэтому им самим нужно прежде убедить друг друга и прийти к компромиссу, который, по возможности, будет включать основные взгляды обеих сторон. Готовясь совершить какой-то поступок, один родитель должен учитывать мнение по этому поводу другой половины. 
Но связанные с воспитанием вопросы родителям необходимо обсуждать в отсутствии ребёнка, ведь ему ни к чему видеть противоречивость позиций родителей, иначе он сможет на этом играть. Дети чутко «фильтруют» разговоры родителей и очень ловко способны маневрировать между ними, чтобы добиться собственной выгоды. Такие манёвры практически всегда направлены «не в ту в сторону»: непослушания, лени, плохой учёбы. Поэтому, принимая общее решение, родители должны рассматривать его не под углом своих взглядов или интересов, а руководствоваться пользой, которое оно принесёт ребёнку.
При общении взрослых с детьми могут превалировать следующие принципы общения:

· восприятие ребёнка таким, какой он есть;

· эмпатия или сопереживание, в этом случае взрослый принимает позицию малыша и смотрит на проблему его глазами;

· конгруэнтность – под этим геометрическим термином скрывается адекватное отношение к происходящему со стороны взрослого человека.

Роль мамы

Роль матери в семье традиционно важнейшая. Взаимоотношения между ней и ребёнком, безусловно, сильнейшим образом влияют на все сферы жизни и развития малыша, они в основном и определяют, как у будущего человека впоследствии сложится жизнь. Конечно, любой маме, прежде чем учить чему-то малыша, следует подумать и о своём воспитании.Малыши чутко чувствуют своих мам, перенимают их эмоции и поведение, которыми затем пользуются в жизни. 
Именно поэтому в младенческом возрасте важнее всего давать малышу максимум заботы и любви, не жалеть времени и внимания для занятий с ним. В результате из него вырастет полноценная и гармоничная личность. Если же мать плохо обращается с крошкой, то между ними рвутся эмоциональные связи, из-за чего у него искажается понятие собственного «Я». В процессе социализации ребёнка, кроме того, большое значение имеют отношения внутри семьи и между матерью и окружающими людьми. Маме же важнее всего любить своё чадо и не проявлять помарок собственного воспитания.

Ребёнок не слушается: что делать

Ваш малыш подрос и уже не смотрит на вас преданными глазами? Он перестал реагировать на ваши просьбы? Игнорирует и не слушается? Прочитайте нашу стать ...

Роль папы

Роль отца в воспитании ребенка чаще всего заключается в следующем:

· развитие двигательных функций и физическое воспитание ребёнка;

· поддержание в семье корректных и уважительных взаимоотношений;

· расширение интеллектуального кругозора ребёнка с использованием конструкторов, головоломок и прочих развивающих игр;

· формирование у малыша поведенческой модели;

· обучение соблюдения социальной иерархии.

Роль в воспитании бабушек и дедушек

Старшее поколение семьи готово всё лучшее отдать своим внукам. Но их воспитание обычно вторично, а родители не должны позволять им получать перевес в воспитании. Бабушки и дедушки должны стать связующим звеном, которое соединяет их детей с внуками, но дальше их влияние распространяться не должно.

Варианты отношений родителей к ребёнку

· Многие родители любят ребёнка ни за что, им неважно, красив ли он, умён ли, жалуются ли на него соседи. То есть, здесь действует безусловная любовь, которая заставляет воспринимать его таким, каков он есть.

· Другие родители любят ребёнка лишь тогда, когда он соответствует их ожиданиям – отличается хорошим поведением и успеваемостью. Но стоит ему в чём-то «проколоться», выпасть из жёстких рамок требований, то родители его сразу же почти отвергают, резко меняя отношение к нему в худшую сторону. Это чревато большими неприятностями, ведь ребёнок не чувствует уверенности в родителях, у него отсутствует та эмоциональная «подушка безопасности», которая должна формироваться ещё в раннем детстве. Подобные отношения называются «обусловленной любовью».

· Есть и такие родители, которые вовсе не воспринимают ребёнка, он им либо безразличен, либо даже активно отвергается ими (что случается у опустившихся алкоголиков). Впрочем, и в благополучных с виду семьях могут быть подобные отношения, если ребёнок был незапланированным или его появление вызвало большие неудобства. Сами родители могут не осознавать такого отношения. Например, подсознательно мама, глядя на дочку, может размышлять, что та не пошла в неё красотой или менее общительна. На фоне этих мыслей дочь начинает её постепенно раздражать.

Воспитание гармоничной сильной личности

Есть внутрисемейные факторы, имеющие большое воспитательное значение. С их помощью можно, с одной стороны, ещё более увеличить положительную роль семьи в деле воспитания, а с другой стороны, уменьшить потенциальное дурное влияние семейного воспитания. Следующими правилами полезно пользоваться при воспитании детей внутри семьи:

· отыскивать время для простого общения с малышом;

· быть активным участником семейной жизни;

· способствовать всестороннему развитию малыша, интересоваться его проблемами, давать ему полезные советы;

· иметь понятие об этапах жизни ребёнка;

· не давить на малыша, позволяя ему самому принимать решения;

· позволять ребенку отстаивать собственное мнение;

· относится к нему, как к почти равноправному партнёру, лишь имеющему более скромный жизненный опыт;

· уважительно относиться к стремлению любого из домочадцев сделать карьеру и самосовершенствоваться.


16 июля 2018 в 14:08

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.