МБДОУ №6 Улыбка
Консультация для родителей «Дидактический игры по развитию речи и мелкой моторики»Речь - одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.Нормальное развитие речи ребенка теснейшим образом связано с развитиемдвижений пальцев рук. Это, прежде всего, определяется расположением в головном мозге моторной речевой зоны. Известно, что около трети всей площади двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияния на развитие активной речи ребенка. Рука ребенка физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика ребенка развита недостаточно. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т. е. действует все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного остальные выполняют аналогичные действия. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость. При выполнении статических проб дети не могут сохранять принятую позу длительное время. Тактильные ощущения также еще развиты слабо: им трудно захватывать карандаш, правильно держать его тремя пальцами. При выполнении различных действий (например, при рисовании) ребенку трудно правильно управлять посредникам (в данном случае - карандаш, кисть, мел). Маленький ребенок сосредотачивает свое внимание не на захвате, а на точке соприкосновения карандаша и бумаги. И это часто является причиной формирования у него неправильного захвата карандаша, кисти, ручки, что скажется в последующем на качестве письма. При этом особенно заметен не соответствующий работе мышечных тонус (это длительно сохраняющиеся состояние упругости мышц). У детей можно наблюдать слабый (вялый) тонус, что ведет к начертанию тонких, ломаных, прерывистых линий. Очень часто у детей с вялыми мышцами рук отмечается слабость мышц артикулярного аппарата. У детей с высокой упругостью мышц мелкой моторики рук наблюдается повышенный тонус мышц артикулярного аппарата. Воздействуя на тонус руки ребенка, мы можем влиять на тонус речевого аппарата. Таким образом, в среднем дошкольном возрасте начинается подготовка руки ребенка к письму. В 4 года проводиться работа над правильным захватом орудия письма и распределением мышечной нагрузки (напряжение-расслабление, что соответствует работе мышц при письме. Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы (спички, проволока, нитки, бусины и т. д.). Однако существует определеннее направления работы по развитию мелкой моторики руки, которые напрямую готовят руку ребенка к письму. К ним относятся: 1. Развитие тактильных ощущений - определение предмета на ощупь с предварительным визуальным и тактильным контролем. 2. Пальчиковые игры - без предметов; с атрибутами; с предметами. 3. Штампы - работа с одним штампом; работа с карандашом - штампом. 4. Ниткопись - выкладывание ниткой контура предмета по предварительно проведенной линии. 5. Работа с карандашом - пальчиковые упражнения с карандашом. 6. Бисерография — упражнения с бусинами; работа с ниткой бисера. Развитие тактильных ощущений. Развивая тактильные ощущения, ребенок не только развивает мелкую моторику, но и знакомится с различными предметами окружающего мира. при этом осознанно пополняется и активизируется его словарь, и в первую очередь - словарь признаков. В процессе специальных мероприятий по развитию тактильных ощущений ребенок знакомится с различными объектами в следующей последовательности: 1. Берет в руки предмет (объект) внимательно его осматривает и исследует. В процессе ребенок знакомиться с различными качествами предметов; (резиновый, стеклянный, деревянный, кожаный, бумажный, металлический м т. д.) учиться различать предметы по форме (); определяет величину предмета (тонкий, толстый, узкий, широкий). Игры: «У кого какой предмет», «Узнай по описанию», «Что из чего?» , «Какой он? Какая она?» и т. д. 2. Упражняется в тактильном распознавании предмета (объекта) - игра «Чудесный мешочек». Дидактическая игра «Чудесный мешочек» хорошо известна педагогам и широко используется в практике детского сада, но исходя из поставленной задачи, а именно - развития тактильных ощущений - игра имеет несколько вариантов: 1 вариант — (перед началом игры — посмотреть и потрогать предмет) Зате даются задания: - найти предмет, который назвал педагог; (орех, шишка); - исследовать этот предмет, назвать его; (только о, дерев.) - достать предмет и показать детям; (большой кубик). 2 вариант - (перед игрой предметы только рассматриваются) Далее, как в 1 варианте. Предметы для игры «Чудесный мешочек» меняются по мере их изучения | детьми. Количество предметов при этом не меняется - 5 шт. Обновляя содержимое мешочка, педагог занимает предметы по одному (т. е. 4 - из предыд. набора, 1-новый). Постепенно все предметы меняются, а в течение .уч. года не один раз. Пальчиковые игры. В пальчиковых играх и упражнениях отрабатываются статистические и динамические движения. В пальчиковых играх активно используется игровая мотивация, значительно повышающая интерес детей к учебным мероприятиям, а также эффективность самих игр. пальчиковые игры включаются в сказки, рассказики, стихотворные формы. При этом говорит взрослый, а дети только действуют пальчиками. Ребенку трудно сопровождать сложные для него упражнения словами. Пальчиковые игры условно разделяют на 3 группы: 1 группа - пальчиковые игры без предметов; 2 группа - пальчиковые игры с использованием атрибутики; Здесь рекомендуется использовать в качестве атрибутов перчатки (лучшие детские, на каждом пальчике которых вышиваются глазки, носик, ротик. Наряду с перчатками используются пробки от флаконов с приклеенными или нарисованными лицами человечков, мордочками животных. Можно сшить или связать шапочки-колпачки Игра «Пальчики знакомятся» Цель: Развивать ловкость пальцев рук, познакомить с названиями пальцев. На каждый пальчик надеваются цветные колпачки, воспитатель рассказывает: «Давайте познакомимся с удивительным народцем - пальчиками. Они есть у всех: и у вас, и у меня. У всех пальчиков есть имена, давайте с ними знакомится». Игра «Физкультурник» Цель: Развивать ловкость и дифференцированность движений рук. На средний и безымянный надевают голову (фигурку) человека на резинке (на основания пальцев) - ножки. Мизинец и указательный - ручки. Физкультурник на дорожке Тренирует свои ножки Высоко их поднимает, - пальчики ножки шагают по столу. Бодро, весело шагает. Руки в стороны развел- человек остановился, и руки в стороны И тихонечко пошел развел тихонечко пошел по столу Руки вниз, затем вперед Прыгнул, сделал поворот. Физкультурой заниматься Любит маленький народ. Снова шагает по столу. 3 группа - пальчиковые игры с предметами. Привлекательны именно самими предметами. Отличаются от других пальчиковых игр тем, что предметы необходимы, без них невозможно провести игру или упражнение, тогда как атрибуты могут быть, а может и не быть. Сюда можно отнести такие игры, как «Горошина», «Лыжник», «Вертушка», «Поставь точку», «Змейка». «Горошина» - выбрать из чаши горошину и выполняются задания: а) раскатывают между ладонями б) берет в щепоть и раскатывают между пальцами в) катать между большим и указательным г) кладет на стол и катает указательным пальцем. Мы горошину в двух пальцах помнем, О горошине зеленой мы споем. Катись, горошина, за окошко, Катись, горошина, к нам в лукошко, Ты катись, горошина, по столу Развлекай, горошина, детвору. Лыжник - на столе предметы, условно изображающие разные объекты: дерево, сугроб, горка и т. д. 2 счетные палочки - «лыжи», указательный и мизинец - «ноги». Не отрывал ног от лыж, ребенок скользит по столу, проводя лыжника по разным маршрутам. Мы на лыжах шли-шли И до дерева дошли. Дерево мы обошли И дальше пошли. Работа со штампами. Работа со штампами играет значимую роль в развитии кисти руки и ее мелкой моторики. В процессе работы со штампами развивается сила руки, ее ловкость, переключаемость с одного вида движения на другой. Большая роль в работе со штампами принадлежит развитию щепоти, что непосредственно сказывается на подготовке руки к письму. Детям предлагаются разные виды штампов: промышленные, изготовленные из подручных материалов, карандаш - штамп. Изготовить самостоятельно можно из ластика или сырого картофеля (разовые, подойдут и готовые ластики разнообразных форм: цветочек, ягодка и т. д. Карандаш - штамп - это не подточенный карандаш с ластиком на конце, этот ластик срезается лезвием под углом 45 градусов. Работа со штампами упражняет щепоть руки ребенка. Все упражнения нацелены на быструю смену тонуса мускулатуры рук: напряжение, расслабление, силовые напряжения. При работе со штампами необходимо создавать игровую мотивацию, проводятся игры «Помощники», «Весна в лесу», «Запасы на зиму», «Медвежата», «Детки в лесу». «Помощники» - листы бумаги с нарисованными грядками в огороде (горизонтальные линии, штампы морковки, капусты. Игровая мотивация - помогаем зайке посадить овощи. «Весна в лесу» - листы с контурами деревьев, кустарников, возвышенностей, штампы с цветами, листьями. Мотивация - Весна грустит, что не весело и голо в лесу, поможем украсить лес. Можно использовать и другой вариант упражнений - дети входят в образ персонажа рассказа,стиха. «Запасы на зиму» - дети бельчата, «заготавливают» на зиму орешки, грибы. «Медвежата» - дети-медвежата рисуют ягоды малины на кустах штампами. Ниткописъ. Ниткопись - это выкладывание ниток по контуру различных f изображений. Применение ниткописи развивает у детей внимание, глазомер, зрительную память, усидчивость, аккуратность, фантазию, образное мышление, мелкую моторику пальцев рук. Для занятий детям понадобятся ворсистые нитки и бархатная бумага, они должны быть контрастных цветов, Методом ниткописи можно выкладывать контуры изображений разнообразных предметов, геометрических фигур, букв и цифр. Первичное знакомство проводится с группой 3-5 человек в свободное от занятий время. когда вся группа ознакомится с данной работой, освоит ее, тогда ниткопись f можно включать во фронтальные занятия по развитию речи. Бисерография. Бисерография - это выкладывание изображения предмета (сюжета) спомощью бисера, бусинок, мелких пластмассовых шариков. Бисерография развивает щепоть руки ребёнка, качественно корригирует мышцы пальцев рук. Сначала ребёнку дают крупную бусину и предлагают выполнить упражнения с ней («Гармошка», затем размер бусины постепенно уменьшают - до размера пшеничного зернышка. В средней группе можно предложить выкладывание контура изображений предметов с помощью бисера или бисерной нити. Выкладывание проводится на пластилиновую пластину, на которую стекой наносится рисунок. 16 июля 2018 в 14:31
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.