МБДОУ №6 Улыбка

Картотека дидактических игр по ФЭМП составлена по книге «Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада. Планы занятий В.А.Позина И.АПомораева»

 Картотека дидактических игр по ФЭМП составлена  по книге «Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада. Планы занятий В.А.Позина И.АПомораева»

Д.и №1«Найди свой домик»  Цель  Совершенствование умения считать в пределах  5 

Ход : На полу лежат обручи с геометрическими фигурами круг, квадрат, треугольник. Дети берут с подноса по одной геометрической фигуре и называют ее форму и цвет. По сигналу воспитателя ребята начинают двигаться по групповой комнате, по второму сигналу находят свои домики: те, у кого в руках круг, бегут к кругу, те, у кого квадрат, – к квадрату, у кого треугольник, – к треугольнику.  Игра повторяется 2–3 раза. Каждый раз воспитатель меняет фигуры местами, а дети обмениваются фигурами.  Стр 33

Д.и.№2 «Найди пару». Цель: Закреплять умение сравнивать два предмета по величине, обозначать результаты сравнения словами: большой, маленький, больше, меньше

Дети вместе с воспитателем рассматривают шишки. Воспитатель интересуется: «Шишки одинаковые по величине?» «Возьмите по одной большой шишке. Найдите ей пару – маленькую шишку. Попробуйте спрятать в ладошках большую (маленькую) шишку. Возьмите маленькую шишку в правую руку, а большую – в левую руку. Что можно сказать о величине маленькой шишки по сравнению с большой? (Маленькая шишка меньше большой шишки.) Что можно сказать о величине большой шишки по сравнению с маленькой шишкой?» (Большая шишка больше маленькой шишки.) Стр 10

Д.и№3. «Что где находится». Цель:Упражнять в определении пространственных направлений от себя и назывании их словами: впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу.

Ход: Воспитатель предлагает детям рассказать о том, какие предметы они видят вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади. Стр 10

 

Д.и №4«Найди пару»- Цель: Закрепление умения сравнивать предметы по двум признакам величины (длине и ширине):

Ход:  Достать  из мешочка предметы, разные по длине, ширине, высоте (веревочки, ленты, пирамидки), и раскладывает их на столе. Предложить детям найти пары предметов, сравнить их и обозначить соответствующие признаки словами: длинный, короткий, широкий, узкий, высокий, низкий; найти предметы длиннее, короче и т.д Стр 18

Д.и №5«Найди пару» «Цель: Совершенствование умения различать и называть круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб, цилиндр

Ход :Дети по очереди достают из мешочка один из предметов (кубы, шары, цилиндры, мячи и др.), уточняют его название и цвет.

По первому сигналу воспитателя дети разбегаются по группе, по второму сигналу они находят себе пару: ребенка с таким же предметом.

Игра повторяется 2–3 раза. Каждый раз воспитатель уточняет, какую пару должны найти себе дети (ребенка с предметом такого же цвета или такой же величины). Дети объясняют свой выбор. Стр 25

Д.и№6 «Завяжем куклам бантики». Цель: Закрепление умения сравнивать предметы по двум признакам величины (длине и ширине):

 Ход: Воспитатель обращает внимание детей на ленты, расположенные рядом: «Чем отличаются ленты? Одинаковые ли они по цвету? Что можно сказать о длине лент? (Предлагает сравнить ленты по длине и уточняет правила сравнения: ленты надо положить друг под другом, подравняв их с левой стороны.) Какая по длине красная лента по сравнению с зеленой? Какая по длине зеленая лента по сравнению с красной? Что можно сказать о ширине лент? (Предлагает сравнить ленты по ширине, расположив их так, чтобы верхние или нижние края лент были на одной линии.) Какая по ширине красная лента по сравнению с зеленой? Какая по ширине зеленая лента по сравнению с красной? Покажите широкую (узкую) ленту. Какая лента подойдет для бантика маленькой кукле? Какая лента подойдет для бантика большой кукле?» Воспитатель завязывает бантики и выясняет, почему красный бантик получился большой. Выслушивает ответы детей и обобщает: «Красный бантик получился большой, потому что лента была длинной и широкой, а зеленая…».  . Стр 22

Д.и.№7 «Сравним ленты».Цель: Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине и ширине, обозначать результаты сравнения словами: длинный – короткий, длиннее – короче; широкий – узкий, шире – уже.

Ход: Клоуны «показывают» упражнения с лентами.Воспитатель спрашивает: «Какого цвета ленты ? Одинаковые ли они по длине? Как это можно узнать?»

Воспитатель вместе с детьми располагает ленты на фланелеграфе друг под другом, предлагает показать длинную (короткую) ленту и спрашивает: «Что можно сказать о длине красной ленты по сравнению с синей? Что можно сказать о длине синей ленты по сравнению с красной?» стр 12

Д.и №8«Чудесный мешочек» Цель: Совершенствование умения различать и называть круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб, цилиндр

Ход: Из «чудесного» мешочка воспитатель достает шар, уточняет название фигуры, ее цвет, предлагает детям найти такой же шар и произвести с ним знакомые действия (покатать).

Воспитатель достает цилиндр, называет фигуру, просит детей найти такую же и выполнить с ней возможные действия (прокатить, поставить).

Затем воспитатель спрашивает: «Что можно делать с цилиндром? Чем похожи шар и цилиндр? (Их можно катать.) Чем отличается цилиндр от шара?» (Цилиндр можно поставить.) Стр 25

 

Д.и№9 «Спрячь мышку» Цель: Совершенствование умения различать и называть круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб, цилиндр

Ход: Куклы «играют» с гномиками: они прячут игрушки, а дети помогают их найти. (Ребята ищут предметы глазами, находясь в определенном месте группы.) Дети называют место, где спрятана игрушка, используя слова: сзади, впереди, вверху, внизу, слева, справа.

Игра повторяется 2–3 раза с изменением местоположения детей. Стр 23

 Д.и №10«Гаражи» Цель: Совершенствование умения различать и называть круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб, цилиндр

Ход: Воспитатель на ковре составляет геометрические фигуры (гаражи): из веревочек – круг, из физкультурных палок – квадрат, треугольник, прямоугольник.. Дети по сигналу воспитателя начинают двигаться по группе, изображая водителей. По второму сигналу они ставят свои машины в гаражи в соответствии с их номерами – геометрическими фигурами, нарисованными на руле. Воспитатель проверяет правильность выбора гаража и предлагает детям обосновать его. Игра повторяется 2–3 раза. Стр 20

Д.и.№11«Поможем  разложить картинки». Цель: Закреплять умение различать и называть части суток (утро, день, вечер, ночь

Ход: Воспитатель по очереди показывает детям сюжетные картинки с изображением разных частей суток и спрашивает: «Кто изображен на картинке? Что делают дети, нарисованные на картинке? Когда это бывает?» Дети последовательно расставляют картинки (утро, день, вечер, ночь).

Д.и. №12«Гости из леса». Цель:Учить понимать значение итогового числа, полученного в результате счета предметов в пределах 3, отвечать на вопрос «Сколько?».

Ход: Воспитатель сообщает детям, что к ним из леса пришли гости (ставит на лесенку 2 зайчиков). Выясняет у ребят, что нужно сделать, чтобы узнать, сколько прибежало зайчиков. В случае затруднения напоминает, что зайчиков надо посчитать.

Воспитатель считает и делает обобщающий жест, интонационно выделяя итоговое число. Уточняет у детей: «Сколько зайчиков прибежало?»

Затем предлагает поставить на нижнюю ступеньку лесенки столько белочек, сколько зайчиков.

Воспитатель считает белочек, потом спрашивает у ребят: «Сколько прибежало белочек? Что можно сказать о количестве зайчиков и белочек? По сколько их?»

Дети вместе с воспитателем делают вывод: «Зайчиков и белочек поровну: два зайчика и две белочки».

Воспитатель ставит на лесенку еще одну белочку («К двум белочкам прибежала еще одна») и выясняет: «Как узнать, сколько стало белочек? (Посчитать.) Сколько белочек? Сколько зайчиков? Три белочки и два зайчика – сравните, кого больше. (Три белочки больше, чем два зайчика.) Два зайчика и три белочки – сравните, кого меньше. (Два зайчика меньше, чем три белочки.) Как сделать так, чтобы зайчиков и белочек стало поровну?»

Вместе с детьми воспитатель обговаривает и показывает способы уравнивания предметов: добавление или убавление одного предмета. Потом, называя числа, воспитатель вновь считает белочек и зайчиков и вместе с детьми делает вывод о равенстве групп на основе результатов счета.  Стр 14

Д.и №13«Где звенит колокольчик Цель: Закрепление умения определять местоположения предметов относительно себя

Ход: Дети встают в круг и закрывают глаза. Ведущий (воспитатель или ребенок) подходит к комунибудь из детей и звенит колокольчиком (впереди, сзади, слева, справа, вверху или внизу). Ребенок называет направление, где звенел колокольчик, и в случае правильного ответа становится ведущим. Стр 17

Д.и.№14 «Когда это бывает». Цель: Закреплять представления о последователь ности частей суток: утро, день, вечер, ночь.

Воспитатель читает детям потешки, действие в которых происходит в разное время суток (потешки воспитатель предлагает в следующей последовательности: утро, день, вечер, ночь). Дети определяют время суток и выкладывают соответствующую карточку. Затем воспитатель предлагает назвать части суток по порядку.

Утром дети просыпаются,

В детский садик собираются.

Делают все по порядку:

Занимаются зарядкой,

Завтракают и играют,

И растенья поливают.

Днем гуляем и играем.

Все листочки собираем.

Повар сделал нам котлет,

Приглашает на обед.

Вечер – солнышко садится,

Всех зовет угомониться.

Хочет посмотреть в тиши

«Спокойной ночи, малыши!»

Ночью дети спят в кроватке.

Снятся сны им сладкисладки.

Звезды светят им в тиши,

Спите крепко, малыши. Стр 22

 Д.и. №15«Сосчитай колечки у пирамидки».  Цель: Закрепление навыков порядкового счета в пределах 5

Ход: Дети вместе с воспитателем рассматривают пирамидку: «Что это?Из чего собрана пирамидка? Колечки одинакового цвета? Что надо сделать, чтобы узнать, сколько колечек у пирамидки?» Воспитатель уточняет правила счета и предлагает нескольким детям посчитать колечки: «Сколько колечек у пирамидки?» Затем напоминает правила порядкового счета и просит ребенка посчитать колечки по порядку, называя их цвет. Стр 19

Д.и. №16«Угадай, что изменилось?»

Ход: Воспитатель раскладывает на столе колечки и предлагает детям запомнить порядок их расположения. Дети закрывают глаза. Воспитатель меняет колечки местами. Дети открывают глаза и определяют, что изменилось (например: «Желтое колечко лежало на четвертом месте, а сейчас на втором месте».) Упражнение повторяется 2–3 раза. Стр 19

Д.и. №17«Разложи бантики по образцу». Цель : Упражнять в умении находить одинаковые по длине, ширине, высоте предметы, обозначать соответствующие признаки словами: длинный, длиннее, короткий, короче, широкий, узкий, шире, уже, высокий, низкий, выше, ниже

Ход:  Воспитатель показывает демонстрационную карточку с изображением бантиков и говорит: «Буратино собрал для Мальвины бантики разных цветов. Расположите свои бантики по образцу.  Сколько бантиков собрал Буратино для Мальвины? Какого цвета бантики? Посчитайте бантики по порядку. (Дети называют порядковое числительное и цвет бантика: «Первый бантик красный…») Который по счету зеленый бантик? Какого цвета бантик на третьем месте?..» Стр 17

Д. и №18«  Который по счету». Цель: Закреплять умение считать в пределах 3, познакомить с порядковым значением числа, учить правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?».   

Ход: Воспитатель сообщает детям, что Буратино учится считать: «Он принес с собой любимые игрушки и хочет их посчитать. Давайте поможем ему.

Воспитатель напоминает правила счета и предлагает нескольким детям посчитать игрушки. Затем спрашивает: «Сколько игрушек у Буратино?» (Три игрушки.)

«Когда мы хотим узнать, которая по счету игрушка, то должны считать подругому: первый, второй, третий», – объясняет воспитатель.

Дети считают вместе с воспитателем, называя порядковое числительное и предмет: «Первый мишка, второй зайчик, третий ежик».

Затем воспитатель называет игрушку, а дети определяют ее порядковое место и проверяют правильность ответа (пересчитывают предметы по порядку Стр 17

Д.и. №19«Найди свой гараж». Цель: Совершенствование умения различать и называть круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб, цилиндр

 Ход: Составить на ковре геометрические фигуры (гаражи): из веревочек – круг, из физкультурных палок – квадрат, треугольник, прямоугольник.

Дать  детям рули и предлагает поиграть. Дети по сигналу  начинают двигаться по группе, изображая водителей. По второму сигналу они ставят свои машины в гаражи в соответствии с их номерами – геометрическими фигурами, нарисованными на руле. Воспитатель проверяет правильность выбора гаража и предлагает детям обосновать его.Игра повторяется 2–3 раза. Стр 20

Д.и.№20 «Сложи карандаши в коробки». Цель: Закреплять умение считать в пределах 4, познакомить с порядковым значением числа, учить отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?».

Ход: У каждого ребенка коробка и цветные карандаши. Воспитатель предлагает детям сложить карандаши в коробки в соответствии с его указаниями, например: «Первый карандаш красный, второй карандаш синий» и т. д. Потом уточняет, который по счету тот или иной карандаш стр20

 Д.и.№21 «Не ошибись». Цель: Упражнять в различении геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

Ход: Уточнить названия геометрических фигур, выложенных на фланелег рафе (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).Воспитатель в разном порядке показывает геометрические фигуры, а дети выполняют соответствующие движения: круг – прыгают, квадрат – хлопают в ладоши, треугольник – приседают, прямоугольник – шагают на месте  Стр 20

Д.и №22«Найди свой домик» Цель: Совершенствование умения различать и называть круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб, цилиндр

Ход: На полу лежат круг, квадрат, треугольник. Дети берут с подноса по одной геометрической фигуре и называют ее форму и цвет. По сигналу воспитателя ребята начинают двигаться по групповой комнате, по второму сигналу находят свои домики: те, у кого в руках круг, бегут к кругу, те, у кого квадрат, – к квадрату, у кого треугольник, – к треугольнику. Когда дети разбегутся по местам, воспитатель просит их обосновать свой выбор.

 Д.и. №23«Где спрятались  игрушки».

Ход:  Воспитатель прячет игрушки, а дети помогают их найти. (Ребята ищут предметы глазами, находясь в определенном месте группы.) Дети называют место, где спрятана игрушка, используя слова: сзади, впереди, вверху, внизу, слева, справа. Игра повторяется 2–3 раза с изменением местоположения детей. Стр 16

Д.и.№24«Чудесный мешочек». Цель: Продолжать формировать представления о порядковом значении числа (в пределах 5), закреплять умение отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?».

Ход: Из «чудесного» мешочка воспитатель достает шар, уточняет название фигуры, ее цвет, предлагает детям найти такой же шар и произвести с ним знакомые действия (покатать).

Воспитатель достает цилиндр, называет фигуру, просит детей найти такую же и выполнить с ней возможные действия (прокатить, поставить).

Затем воспитатель спрашивает: «Что можно делать с цилиндром? Чем похожи шар и цилиндр? (Их можно катать.) Чем отличается цилиндр от шара?» (Цилиндр можно поставить.) Стр 25

 

Д.и. №25«Поставь так же».Цель Продолжать формировать представления о порядковом значении числа (в пределах 5), закреплять умение отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?».

Ход: Воспитатель предлагает детям расставить цилиндры определенным образом: красный цилиндр на первое место, потом синий цилиндр, желтый цилиндр между синим и красным цилиндрами и т. д. Каждый раз уточняется место цилиндров путем пересчетывания их по порядку. Стр 25

 

Д.и. №26«Разложи картинки». Цель:Расширение представлений о частях суток и их последовательности (утро, день, вечер, ночь):

Ход: На доске в произвольном порядке расположены картинки, на которых изображен мишка в разное время суток. Воспитатель предлагает детям помочь мишке разложить картинки по порядку: «Что изображено на картинках? Что делает мишка? Когда это бывает?» Уточняет последовательность расположения картинок (утро, день, вечер, ночь) Стр .26

 

Д.и.  №27«Разложим фигуры по коробкам». («наведем порядок») Цель: Совер- шенстввание умения различать и называть круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб, цилиндр

Ход: У детей наборы фигур (1 куб, 1 шар, 1 цилиндр). Воспитатель предлагает рассмотреть фигуры, определить их форму, цвет, показать, какие действия можно выполнить с ними. Затем воспитатель просит разложить фигуры по коробкам в магазине и пояснить свои действия. Стр26

Д.и.№28 «Играем с матрешками». Цель: Учить сравнивать три предмета по величине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности,

Ход: Воспитатель показывает детям матрешек и спрашивает: «Сколько матрешек? Чем отличаются матрешки?» Затем предлагает расставить матрешек по величине.Дети выбирают большую матрешку, сравнив ее способом приложения с другими, и ставят в начало ряда. Среди оставшихся матрешек ребята опять находят самую большую и ставят ее рядом с первой. Последнюю матрешку дети ставят в конец ряда. После выполнения задания они рассказывают о величине матрешек в следующей последовательности: большая, поменьше, самая маленькая.

Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и меняет матрешек местами. Дети открывают глаза и располагают матрешек в порядке возрастания: от маленькой до самой большой. Стр 27

 

Д.и. №29«Матрешки слушают музыку». Цель: Упражнять в счете звуков на слух в пределах 5.

Ход: Воспитатель предлагает детям вместе с матрешками послушать музыку и сосчитать звуки. Он 3 раза ударяет ложками и спрашивает: «Сколько звуков вы услышали?» Затем просит детей отсчитать столько кругов, сколько звуков они услышали. Аналогичное задание дети выполняют, слушая барабан (4 звука) и дудочку (5 звуков). Каждый раз воспитатель уточняет: «Сколько кругов вы отсчитали? Почему вы отсчитали столько кругов?» стр 27

Д.и. №30«Чудесный мешочек». Цель: Упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник

Ход: Дети по очереди ощупывают в мешочке геометрические фигуры, называют их и показывают остальным, чтобы проверить ответ. Игра повторяется 2–3 раза. Стр 29

Д.и. №31«Отгадай, сколько». Цель: Упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник

Ход: На столе 3 кубика, расположенные в ряд и накрытые салфеткой. Воспитатель показывает приемы счета предметов на ощупь. Предлагает ребенку посчитать кубики. Другому ребенку воспитатель предлагает отсчитать столько же кубиков и расположить их на счетной лесенке. Воспитатель уточняет: «Сколько кубиков ты отсчитал? Почему ты отсчитал столько кубиков?» Затем снимает салфетку, вместе с детьми пересчитывает кубики и спрашивает: «Сколько кубиков было под салфеткой?» Дети проверяют правильность выполнения задания, расположив кубики друг под другом. Стр 29

Д.и№32. «Покажи столько же». Цель: Продолжать упражнять в счете предметов на ощупь в пределах 5.

Ход: У каждого ребенка набор карточек с разным количеством кругов и мешочек, в котором лежит карточка с определенным количеством пуговиц.

Воспитатель предлагает посчитать пуговицы на ощупь и показать карточку с таким же количеством кругов: «Сколько кругов на карточке? Почему ты показал карточку с таким количеством кругов? Дети достают из мешочка карточки с пуговицами и проверяют правильность ответов. Упражнение повторяется 2–3 раза. Стр 31

Д.и.№33 «Наш день» .Цель: Закреплять представления о значении слов вчера, сегодня, завтра

Ход: У каждого ребенка сюжетные картинки с изображением детей, играющих в зимние игры. Воспитатель задает детям вопросы и предлагает показать соответствующие картинки: «Вспомните, во что вы играли вчера на прогулке? Во что бы вы хотели поиграть сегодня? Во что вы будете играть завтра?» Упражнение можно провести и без картинок (в зависимости от того, насколько хорошо дети владеют понятиями вчера, сегодня, завтра). Стр 31

Д.и.№34«Ворота для мячей». Цель: обозначать результаты сравнения соответствующими словами: широкий, уже, самый узкий, узкий, шире, самый широкий

Ход: Воспитатель показывает детям ворота разной ширины и просит расставить их в порядке возрастания (начиная с самых узких и заканчивая самыми широкими), используя знакомые способы сравнения. При этом воспитатель уточняет правила выбора ворот по ширине: каждый раз выбираем самые широкие. Затем  предложить  взять мячи нужного размера и прокатить их через соответствующие ворота  Стр 31

Д.и. №35«Поручение».Цель: Упражнять в умении ориентироваться в пространстве и обозначать пространственные направления относительно себя словами: вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади.

Ход: Воспитатель предлагает расставить игрушки следующим образом: матрешку впереди, машину сзади, мяч слева, пирамидку справа от себя. После выполнения задания воспитатель проверяет правильность расположения предметов: «Куда поставили пирамидку? Какую игрушку поставили сзади?» И так далее. Игра повторяется 3–4 раза. Стр 32

 

Д.и.№36«Сделаем столько же». Цель: Упражнять в умении воспроизводить указанное количество движений (в пределах 5).

Ход: Воспитатель  предлагает выполнить следующие задания столько раз, сколько  кружочков он показал

– сделать столько приседаний (прыжков, хлопков и т. д.), сколько кружков на числовой карточке;

– отсчитать столько кругов (квадратов, прямоугольников), сколько услышали хлопков.Уточнить: «Сколько вы выполнили движений (приседаний, прыжков, хлопков и т. д.)? Почему вы выполнили столько движений?» Стр 33

Д.и.№37 «Найди свой домик». Цель: Упражнять в умении называть и различать знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник

Ход: Воспитатель вместе с детьми рассматривает скворечники с окошками разной формы и предлагает разложить их на ковре. Затем дети делятся на 4 команды (у членов команды свои геометрические фигуры: круги, квадраты, треугольники или прямоугольники, соответствующие формам окошек скворечников).

По сигналу воспитателя дети начинают двигаться по группе, по второму сигналу находят свои «домики»: те, у кого в руках круг, бегут к кругу, у кого квадрат, – к квадрату и т. д. Затем дети обосновывают свой выбор.

Игра повторяется 3–4 раза. Каждый раз воспитатель меняет местами «домики», а команды обмениваются геометрическими фигурами Стр 33

Д.и.№38«Когда это бывает». »- Цель: продолжить  знакомство с понятиями вчера, сегодня, завтра

Ход: Воспитатель предлагает детям рассмотреть «фотографии» героев мультфильма и расположить их по порядку в соответствии с временем суток. При этом воспитатель спрашивает у детей: «Кто на этой фотографии? Что он делает? Когда это бывает? Что еще можно делать в это время суток?»Стр 33

 

Д.и .№39«Степашка убирает игрушки». Цель: Закрепление умения определять местоположения предметов относительно себя

Ход: На ковре разложены игрушки (кубики, машины, пирамидки, матрешки) и расставлены 4 корзины. Воспитатель вместе с детьми встает в центр группы, определяет местоположение корзин (впереди, сзади, слева, справа) и просит детей помочь Степашке разложить игрушки по корзинам. Собирая игрушки, дети уточняют направление своего движения (вперед или назад, направо или налево) и называют игрушки  Стр 34

Д.и. №40«Найди столько же». Цель: Упражнять в умении воспроизводить указанное количество движений (в пределах 5).

Ход: Ребенок  выполняет столько движений, сколько попросит взрослый (количество движений он сообщает шепотом, чтобы не слышали другие дети). Остальные дети находят и показывают карточки с таким же количеством кругов. При этом воспитатель предлагает ребятам обосновать свой выбор: «Сколько кругов на карточке? Какое число я назвала?» Игра повторяется 3–4 раза. Каждый раз в центр группы выходит другой ребенок. Стр 34

Д.и№41 «Собери картинку». Цель: Закреплять умение составлять целостное изображение предмета из отдельных частей

Ход: У детей контурные изображения героев из телепередачи «Спокойной ночи, малыши!» и наборы геометрических фигур. Воспитатель предлагает составить изображения героев из геометрических фигур. Стр 34

  Д.и.№42« Правильно пойдешь, секрет найдешь». Цель: Упражнение в умении двигаться в заданном направлении

Ход:  У детей  конверт с планом, в котором указано, как найти дорогу к домику. В соответствии с рисунком в группе расставлены предметы: елочка, мяч, ворота, домик.  Рассмотреть  рисунок, выяснить, от какого предмета надо начать движение и в каком направлении двигаться (до какого предмета нужно дойти), например: от елочки надо идти вперед до мяча.

По окончании пути правильность движения проверяется по рисунку. (В этой части занятия дети должны дойти до мяча). . Воспитатель предлагает детям продолжить движение по заданному маршруту. Он уточняет направление и предмет, до которого надо дойти (до ворот). Воспитатель вместе с детьми продолжает движение. Теперь они должны дойти до домика с секретом. В домике дети находят коробку с кольцами от пирамидок и уточняют их цвет и величину. Каждый ребенок отбирает кольца одного цвета и собирает пирамидку. Воспитатель предлагает детям рассказать о том, как они собрали пирамидку (добивается, чтобы при ответе дети использовали слова самое большое (колечко), меньше, еще меньше, самое маленькое).  Стр 35

Д.и .№43«Накроем стол для чаепития». Цель: Закреплять представление о том, что результат счета не зависит от величины предметов

Ход: За столом сидят 4 куклы. Воспитатель предлагает детям накрыть стол для чаепития, расставив в ряд большие и маленькие тарелки. Сколько маленьких (четыре) и сколько больших тарелок (три), сравнить количество больших и маленьких тарелок: «Четыре маленьких тарелки и три больших тарелки – сравните, что больше. (Четыре маленьких тарелки больше, чем три больших тарелки.) Три больших тарелки и четыре маленьких тарелки – сравните, что меньше. (Три больших тарелки меньше, чем четыре маленьких тарелки.) Какое число больше: четыре или три? Какое число меньше: три или четыре? На каждую большую тарелку поставьте маленькую тарелку. Как сделать так, чтобы больших и маленьких тарелок стало поровну?»

Обговорить с детьми способы уравнивания количества предметов. Дети уравнивают количество тарелок и уточняют, сколько теперь больших и маленьких тарелок

Д.и. №44«Постройте ребят по росту». Цель: Учить сравнивать три предмета по высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: высокий, ниже, самый низкий, низкий, выше, самый высокий

Ход: Воспитатель вызывает троих детей разного роста. Остальные дети помогают ему построить ребят по росту. Дети называют рост каждого ребенка в ряду. Под музыку дети двигаются по группе, по окончании мелодии они останавливаются в разных местах группы и строятся по росту в порядке возрастания. Дети называют рост каждого ребенка. Стр 36

Д. и. №45«Прилетели бабочки» . Цель: Закреплять представления о том, что результат счета не зависит от расстояния между предметами (в пределах 5

Ход:У  ребенка двухполосная карточка, в верхнем ряду которой на большом расстоянии друг от друга наклеены бабочки (5 бабочек). Воспитатель предлагает детям взять с подноса столько же бабочек, сколько наклеено на карточке, и расположить их в нижнем ряду близко друг к другу. Затем уточняет: «Одинаково ли расположены бабочки в верхнем и нижнем ряду? Сколько бабочек в верхнем ряду? Сколько бабочек в нижнем ряду? Что можно сказать о количестве бабочек в верхнем и нижнем ряду? (Поровну ли бабочек?)» Воспитатель просит ребят расположить бабочек в нижнем ряду так, чтобы было видно, что их столько же, сколько бабочек в верхнем ряду, и рассказать о способе уравнивания Стр 38

Д.и. №46«Письмо от волшебника». Цель: Упражнять в счете и отсчете предметов на слух, на ощупь (в пределах 5).

Ход: Воспитатель сообщает детям, что волшебник прислал им письмо, в котором даны следующие задания:

– угадайте музыкальный инструмент по услышанным звукам. Посчитайте звуки и покажите карточку с таким же количеством кругов.

Сколько кругов на вашей карточке? Почему вы показали карточку с таким количеством кругов?

– покажите карточку, на которой столько кругов, сколько предметов на «открытке». Сколько кругов на вашей карточке?

– посчитайте, сколько шариков в ваших мешочках. Поднимите руки те, у кого 3 (4, 5) шариков. Проверьте правильность ответа.

– определите, какое число загадал волшебник (воспитатель выполняет определенное количество движений). Найдите карточку, на которой столько же кругов. Сколько кругов на вашей карточке?

Д.и.№47 «Найди фигуру». Цель: Учить соотносить форму предметов с геометрическими фигурами: шаром и кубом.

Ход: У воспитателя на столе предметы в форме шара и куба: мяч, клубок ниток, коробка в форме куба, кубик и т. д. Дети называют фигуру и предмет, похожий на нее Стр 41

Д.и. №48«Чем похожи эти цветы? Чем они отличаются?» Цель: Закреплять представления о том, что результат счета не зависит от качественных признаков предмета (размера, цвета).

Ход: Расположите их на карточках так, чтобы в верхнем ряду были цветы одного цвета, а в нижнем ряду – другого цвета. Что нужно сделать, чтобы узнать, сколько цветов на верхней (нижней) полосках карточки? Что можно сказать о количестве красных и синих цветов?»Стр 42

Д.и№49 «Дорисуй фигуру» Цель Развитие целостности восприятия

Ход  Взрослый начинает рисовать геом. фигуру, ребенок продолжает

Д.и. №50«Четвертый лишний» Цель: Развивать умение классифицировать предметы по существенным признакам и обобщать.

Ход :Взрослый выкладывает три красных квадрата и один синий. Ребенок определяет что лишнее.

Д.и.№51 « Форма» Цель: Развивать наблюдательность, ориентирования на форму.  Ход :Взрослый показывает круг, ребенку примерно за одну минуту нужно принести три предмета круглой формы.

16 сентября 2018 в 15:30

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.