МБДОУ №6 Улыбка
Картотека дидактических игр по ФЭМП составлена по книге «Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада. Планы занятий В.А.Позина И.АПомораева»Картотека дидактических игр по ФЭМП составлена по книге «Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада. Планы занятий В.А.Позина И.АПомораева» Д.и №1«Найди свой домик» Цель Совершенствование умения считать в пределах 5 Ход : На полу лежат обручи с геометрическими фигурами круг, квадрат, треугольник. Дети берут с подноса по одной геометрической фигуре и называют ее форму и цвет. По сигналу воспитателя ребята начинают двигаться по групповой комнате, по второму сигналу находят свои домики: те, у кого в руках круг, бегут к кругу, те, у кого квадрат, – к квадрату, у кого треугольник, – к треугольнику. Игра повторяется 2–3 раза. Каждый раз воспитатель меняет фигуры местами, а дети обмениваются фигурами. Стр 33 Д.и.№2 «Найди пару». Цель: Закреплять умение сравнивать два предмета по величине, обозначать результаты сравнения словами: большой, маленький, больше, меньше Дети вместе с воспитателем рассматривают шишки. Воспитатель интересуется: «Шишки одинаковые по величине?» «Возьмите по одной большой шишке. Найдите ей пару – маленькую шишку. Попробуйте спрятать в ладошках большую (маленькую) шишку. Возьмите маленькую шишку в правую руку, а большую – в левую руку. Что можно сказать о величине маленькой шишки по сравнению с большой? (Маленькая шишка меньше большой шишки.) Что можно сказать о величине большой шишки по сравнению с маленькой шишкой?» (Большая шишка больше маленькой шишки.) Стр 10 Д.и№3. «Что где находится». Цель:Упражнять в определении пространственных направлений от себя и назывании их словами: впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу. Ход: Воспитатель предлагает детям рассказать о том, какие предметы они видят вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади. Стр 10
Д.и №4«Найди пару»- Цель: Закрепление умения сравнивать предметы по двум признакам величины (длине и ширине): Ход: Достать из мешочка предметы, разные по длине, ширине, высоте (веревочки, ленты, пирамидки), и раскладывает их на столе. Предложить детям найти пары предметов, сравнить их и обозначить соответствующие признаки словами: длинный, короткий, широкий, узкий, высокий, низкий; найти предметы длиннее, короче и т.д Стр 18 Д.и №5«Найди пару» «Цель: Совершенствование умения различать и называть круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб, цилиндр Ход :Дети по очереди достают из мешочка один из предметов (кубы, шары, цилиндры, мячи и др.), уточняют его название и цвет. По первому сигналу воспитателя дети разбегаются по группе, по второму сигналу они находят себе пару: ребенка с таким же предметом. Игра повторяется 2–3 раза. Каждый раз воспитатель уточняет, какую пару должны найти себе дети (ребенка с предметом такого же цвета или такой же величины). Дети объясняют свой выбор. Стр 25 Д.и№6 «Завяжем куклам бантики». Цель: Закрепление умения сравнивать предметы по двум признакам величины (длине и ширине): Ход: Воспитатель обращает внимание детей на ленты, расположенные рядом: «Чем отличаются ленты? Одинаковые ли они по цвету? Что можно сказать о длине лент? (Предлагает сравнить ленты по длине и уточняет правила сравнения: ленты надо положить друг под другом, подравняв их с левой стороны.) Какая по длине красная лента по сравнению с зеленой? Какая по длине зеленая лента по сравнению с красной? Что можно сказать о ширине лент? (Предлагает сравнить ленты по ширине, расположив их так, чтобы верхние или нижние края лент были на одной линии.) Какая по ширине красная лента по сравнению с зеленой? Какая по ширине зеленая лента по сравнению с красной? Покажите широкую (узкую) ленту. Какая лента подойдет для бантика маленькой кукле? Какая лента подойдет для бантика большой кукле?» Воспитатель завязывает бантики и выясняет, почему красный бантик получился большой. Выслушивает ответы детей и обобщает: «Красный бантик получился большой, потому что лента была длинной и широкой, а зеленая…». . Стр 22 Д.и.№7 «Сравним ленты».Цель: Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине и ширине, обозначать результаты сравнения словами: длинный – короткий, длиннее – короче; широкий – узкий, шире – уже. Ход: Клоуны «показывают» упражнения с лентами.Воспитатель спрашивает: «Какого цвета ленты ? Одинаковые ли они по длине? Как это можно узнать?» Воспитатель вместе с детьми располагает ленты на фланелеграфе друг под другом, предлагает показать длинную (короткую) ленту и спрашивает: «Что можно сказать о длине красной ленты по сравнению с синей? Что можно сказать о длине синей ленты по сравнению с красной?» стр 12 Д.и №8«Чудесный мешочек» Цель: Совершенствование умения различать и называть круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб, цилиндр Ход: Из «чудесного» мешочка воспитатель достает шар, уточняет название фигуры, ее цвет, предлагает детям найти такой же шар и произвести с ним знакомые действия (покатать). Воспитатель достает цилиндр, называет фигуру, просит детей найти такую же и выполнить с ней возможные действия (прокатить, поставить). Затем воспитатель спрашивает: «Что можно делать с цилиндром? Чем похожи шар и цилиндр? (Их можно катать.) Чем отличается цилиндр от шара?» (Цилиндр можно поставить.) Стр 25
Д.и№9 «Спрячь мышку» Цель: Совершенствование умения различать и называть круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб, цилиндр Ход: Куклы «играют» с гномиками: они прячут игрушки, а дети помогают их найти. (Ребята ищут предметы глазами, находясь в определенном месте группы.) Дети называют место, где спрятана игрушка, используя слова: сзади, впереди, вверху, внизу, слева, справа. Игра повторяется 2–3 раза с изменением местоположения детей. Стр 23 Д.и №10«Гаражи» Цель: Совершенствование умения различать и называть круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб, цилиндр Ход: Воспитатель на ковре составляет геометрические фигуры (гаражи): из веревочек – круг, из физкультурных палок – квадрат, треугольник, прямоугольник.. Дети по сигналу воспитателя начинают двигаться по группе, изображая водителей. По второму сигналу они ставят свои машины в гаражи в соответствии с их номерами – геометрическими фигурами, нарисованными на руле. Воспитатель проверяет правильность выбора гаража и предлагает детям обосновать его. Игра повторяется 2–3 раза. Стр 20 Д.и.№11«Поможем разложить картинки». Цель: Закреплять умение различать и называть части суток (утро, день, вечер, ночь Ход: Воспитатель по очереди показывает детям сюжетные картинки с изображением разных частей суток и спрашивает: «Кто изображен на картинке? Что делают дети, нарисованные на картинке? Когда это бывает?» Дети последовательно расставляют картинки (утро, день, вечер, ночь). Д.и. №12«Гости из леса». Цель:Учить понимать значение итогового числа, полученного в результате счета предметов в пределах 3, отвечать на вопрос «Сколько?». Ход: Воспитатель сообщает детям, что к ним из леса пришли гости (ставит на лесенку 2 зайчиков). Выясняет у ребят, что нужно сделать, чтобы узнать, сколько прибежало зайчиков. В случае затруднения напоминает, что зайчиков надо посчитать. Воспитатель считает и делает обобщающий жест, интонационно выделяя итоговое число. Уточняет у детей: «Сколько зайчиков прибежало?» Затем предлагает поставить на нижнюю ступеньку лесенки столько белочек, сколько зайчиков. Воспитатель считает белочек, потом спрашивает у ребят: «Сколько прибежало белочек? Что можно сказать о количестве зайчиков и белочек? По сколько их?» Дети вместе с воспитателем делают вывод: «Зайчиков и белочек поровну: два зайчика и две белочки». Воспитатель ставит на лесенку еще одну белочку («К двум белочкам прибежала еще одна») и выясняет: «Как узнать, сколько стало белочек? (Посчитать.) Сколько белочек? Сколько зайчиков? Три белочки и два зайчика – сравните, кого больше. (Три белочки больше, чем два зайчика.) Два зайчика и три белочки – сравните, кого меньше. (Два зайчика меньше, чем три белочки.) Как сделать так, чтобы зайчиков и белочек стало поровну?» Вместе с детьми воспитатель обговаривает и показывает способы уравнивания предметов: добавление или убавление одного предмета. Потом, называя числа, воспитатель вновь считает белочек и зайчиков и вместе с детьми делает вывод о равенстве групп на основе результатов счета. Стр 14 Д.и №13«Где звенит колокольчик?» Цель: Закрепление умения определять местоположения предметов относительно себя Ход: Дети встают в круг и закрывают глаза. Ведущий (воспитатель или ребенок) подходит к комунибудь из детей и звенит колокольчиком (впереди, сзади, слева, справа, вверху или внизу). Ребенок называет направление, где звенел колокольчик, и в случае правильного ответа становится ведущим. Стр 17 Д.и.№14 «Когда это бывает». Цель: Закреплять представления о последователь ности частей суток: утро, день, вечер, ночь. Воспитатель читает детям потешки, действие в которых происходит в разное время суток (потешки воспитатель предлагает в следующей последовательности: утро, день, вечер, ночь). Дети определяют время суток и выкладывают соответствующую карточку. Затем воспитатель предлагает назвать части суток по порядку. Утром дети просыпаются, В детский садик собираются. Делают все по порядку: Занимаются зарядкой, Завтракают и играют, И растенья поливают. Днем гуляем и играем. Все листочки собираем. Повар сделал нам котлет, Приглашает на обед. Вечер – солнышко садится, Всех зовет угомониться. Хочет посмотреть в тиши «Спокойной ночи, малыши!» Ночью дети спят в кроватке. Снятся сны им сладкисладки. Звезды светят им в тиши, Спите крепко, малыши. Стр 22 Д.и. №15«Сосчитай колечки у пирамидки». Цель: Закрепление навыков порядкового счета в пределах 5 Ход: Дети вместе с воспитателем рассматривают пирамидку: «Что это?Из чего собрана пирамидка? Колечки одинакового цвета? Что надо сделать, чтобы узнать, сколько колечек у пирамидки?» Воспитатель уточняет правила счета и предлагает нескольким детям посчитать колечки: «Сколько колечек у пирамидки?» Затем напоминает правила порядкового счета и просит ребенка посчитать колечки по порядку, называя их цвет. Стр 19 Д.и. №16«Угадай, что изменилось?» Ход: Воспитатель раскладывает на столе колечки и предлагает детям запомнить порядок их расположения. Дети закрывают глаза. Воспитатель меняет колечки местами. Дети открывают глаза и определяют, что изменилось (например: «Желтое колечко лежало на четвертом месте, а сейчас на втором месте».) Упражнение повторяется 2–3 раза. Стр 19 Д.и. №17«Разложи бантики по образцу». Цель : Упражнять в умении находить одинаковые по длине, ширине, высоте предметы, обозначать соответствующие признаки словами: длинный, длиннее, короткий, короче, широкий, узкий, шире, уже, высокий, низкий, выше, ниже Ход: Воспитатель показывает демонстрационную карточку с изображением бантиков и говорит: «Буратино собрал для Мальвины бантики разных цветов. Расположите свои бантики по образцу. Сколько бантиков собрал Буратино для Мальвины? Какого цвета бантики? Посчитайте бантики по порядку. (Дети называют порядковое числительное и цвет бантика: «Первый бантик красный…») Который по счету зеленый бантик? Какого цвета бантик на третьем месте?..» Стр 17 Д. и №18« Который по счету». Цель: Закреплять умение считать в пределах 3, познакомить с порядковым значением числа, учить правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?». Ход: Воспитатель сообщает детям, что Буратино учится считать: «Он принес с собой любимые игрушки и хочет их посчитать. Давайте поможем ему. Воспитатель напоминает правила счета и предлагает нескольким детям посчитать игрушки. Затем спрашивает: «Сколько игрушек у Буратино?» (Три игрушки.) «Когда мы хотим узнать, которая по счету игрушка, то должны считать подругому: первый, второй, третий», – объясняет воспитатель. Дети считают вместе с воспитателем, называя порядковое числительное и предмет: «Первый мишка, второй зайчик, третий ежик». Затем воспитатель называет игрушку, а дети определяют ее порядковое место и проверяют правильность ответа (пересчитывают предметы по порядку Стр 17 Д.и. №19«Найди свой гараж». Цель: Совершенствование умения различать и называть круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб, цилиндр Ход: Составить на ковре геометрические фигуры (гаражи): из веревочек – круг, из физкультурных палок – квадрат, треугольник, прямоугольник. Дать детям рули и предлагает поиграть. Дети по сигналу начинают двигаться по группе, изображая водителей. По второму сигналу они ставят свои машины в гаражи в соответствии с их номерами – геометрическими фигурами, нарисованными на руле. Воспитатель проверяет правильность выбора гаража и предлагает детям обосновать его.Игра повторяется 2–3 раза. Стр 20 Д.и.№20 «Сложи карандаши в коробки». Цель: Закреплять умение считать в пределах 4, познакомить с порядковым значением числа, учить отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?». Ход: У каждого ребенка коробка и цветные карандаши. Воспитатель предлагает детям сложить карандаши в коробки в соответствии с его указаниями, например: «Первый карандаш красный, второй карандаш синий» и т. д. Потом уточняет, который по счету тот или иной карандаш стр20 Д.и.№21 «Не ошибись». Цель: Упражнять в различении геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Ход: Уточнить названия геометрических фигур, выложенных на фланелег рафе (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).Воспитатель в разном порядке показывает геометрические фигуры, а дети выполняют соответствующие движения: круг – прыгают, квадрат – хлопают в ладоши, треугольник – приседают, прямоугольник – шагают на месте Стр 20 Д.и №22«Найди свой домик» Цель: Совершенствование умения различать и называть круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб, цилиндр Ход: На полу лежат круг, квадрат, треугольник. Дети берут с подноса по одной геометрической фигуре и называют ее форму и цвет. По сигналу воспитателя ребята начинают двигаться по групповой комнате, по второму сигналу находят свои домики: те, у кого в руках круг, бегут к кругу, те, у кого квадрат, – к квадрату, у кого треугольник, – к треугольнику. Когда дети разбегутся по местам, воспитатель просит их обосновать свой выбор. Д.и. №23«Где спрятались игрушки». Ход: Воспитатель прячет игрушки, а дети помогают их найти. (Ребята ищут предметы глазами, находясь в определенном месте группы.) Дети называют место, где спрятана игрушка, используя слова: сзади, впереди, вверху, внизу, слева, справа. Игра повторяется 2–3 раза с изменением местоположения детей. Стр 16 Д.и.№24«Чудесный мешочек». Цель: Продолжать формировать представления о порядковом значении числа (в пределах 5), закреплять умение отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?». Ход: Из «чудесного» мешочка воспитатель достает шар, уточняет название фигуры, ее цвет, предлагает детям найти такой же шар и произвести с ним знакомые действия (покатать). Воспитатель достает цилиндр, называет фигуру, просит детей найти такую же и выполнить с ней возможные действия (прокатить, поставить). Затем воспитатель спрашивает: «Что можно делать с цилиндром? Чем похожи шар и цилиндр? (Их можно катать.) Чем отличается цилиндр от шара?» (Цилиндр можно поставить.) Стр 25
Д.и. №25«Поставь так же».Цель Продолжать формировать представления о порядковом значении числа (в пределах 5), закреплять умение отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?». Ход: Воспитатель предлагает детям расставить цилиндры определенным образом: красный цилиндр на первое место, потом синий цилиндр, желтый цилиндр между синим и красным цилиндрами и т. д. Каждый раз уточняется место цилиндров путем пересчетывания их по порядку. Стр 25
Д.и. №26«Разложи картинки». Цель:Расширение представлений о частях суток и их последовательности (утро, день, вечер, ночь): Ход: На доске в произвольном порядке расположены картинки, на которых изображен мишка в разное время суток. Воспитатель предлагает детям помочь мишке разложить картинки по порядку: «Что изображено на картинках? Что делает мишка? Когда это бывает?» Уточняет последовательность расположения картинок (утро, день, вечер, ночь) Стр .26
Д.и. №27«Разложим фигуры по коробкам». («наведем порядок») Цель: Совер- шенстввание умения различать и называть круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб, цилиндр Ход: У детей наборы фигур (1 куб, 1 шар, 1 цилиндр). Воспитатель предлагает рассмотреть фигуры, определить их форму, цвет, показать, какие действия можно выполнить с ними. Затем воспитатель просит разложить фигуры по коробкам в магазине и пояснить свои действия. Стр26 Д.и.№28 «Играем с матрешками». Цель: Учить сравнивать три предмета по величине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, Ход: Воспитатель показывает детям матрешек и спрашивает: «Сколько матрешек? Чем отличаются матрешки?» Затем предлагает расставить матрешек по величине.Дети выбирают большую матрешку, сравнив ее способом приложения с другими, и ставят в начало ряда. Среди оставшихся матрешек ребята опять находят самую большую и ставят ее рядом с первой. Последнюю матрешку дети ставят в конец ряда. После выполнения задания они рассказывают о величине матрешек в следующей последовательности: большая, поменьше, самая маленькая. Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и меняет матрешек местами. Дети открывают глаза и располагают матрешек в порядке возрастания: от маленькой до самой большой. Стр 27
Д.и. №29«Матрешки слушают музыку». Цель: Упражнять в счете звуков на слух в пределах 5. Ход: Воспитатель предлагает детям вместе с матрешками послушать музыку и сосчитать звуки. Он 3 раза ударяет ложками и спрашивает: «Сколько звуков вы услышали?» Затем просит детей отсчитать столько кругов, сколько звуков они услышали. Аналогичное задание дети выполняют, слушая барабан (4 звука) и дудочку (5 звуков). Каждый раз воспитатель уточняет: «Сколько кругов вы отсчитали? Почему вы отсчитали столько кругов?» стр 27 Д.и. №30«Чудесный мешочек». Цель: Упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник Ход: Дети по очереди ощупывают в мешочке геометрические фигуры, называют их и показывают остальным, чтобы проверить ответ. Игра повторяется 2–3 раза. Стр 29 Д.и. №31«Отгадай, сколько». Цель: Упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник Ход: На столе 3 кубика, расположенные в ряд и накрытые салфеткой. Воспитатель показывает приемы счета предметов на ощупь. Предлагает ребенку посчитать кубики. Другому ребенку воспитатель предлагает отсчитать столько же кубиков и расположить их на счетной лесенке. Воспитатель уточняет: «Сколько кубиков ты отсчитал? Почему ты отсчитал столько кубиков?» Затем снимает салфетку, вместе с детьми пересчитывает кубики и спрашивает: «Сколько кубиков было под салфеткой?» Дети проверяют правильность выполнения задания, расположив кубики друг под другом. Стр 29 Д.и№32. «Покажи столько же». Цель: Продолжать упражнять в счете предметов на ощупь в пределах 5. Ход: У каждого ребенка набор карточек с разным количеством кругов и мешочек, в котором лежит карточка с определенным количеством пуговиц. Воспитатель предлагает посчитать пуговицы на ощупь и показать карточку с таким же количеством кругов: «Сколько кругов на карточке? Почему ты показал карточку с таким количеством кругов? Дети достают из мешочка карточки с пуговицами и проверяют правильность ответов. Упражнение повторяется 2–3 раза. Стр 31 Д.и.№33 «Наш день» .Цель: Закреплять представления о значении слов вчера, сегодня, завтра Ход: У каждого ребенка сюжетные картинки с изображением детей, играющих в зимние игры. Воспитатель задает детям вопросы и предлагает показать соответствующие картинки: «Вспомните, во что вы играли вчера на прогулке? Во что бы вы хотели поиграть сегодня? Во что вы будете играть завтра?» Упражнение можно провести и без картинок (в зависимости от того, насколько хорошо дети владеют понятиями вчера, сегодня, завтра). Стр 31 Д.и.№34«Ворота для мячей». Цель: обозначать результаты сравнения соответствующими словами: широкий, уже, самый узкий, узкий, шире, самый широкий Ход: Воспитатель показывает детям ворота разной ширины и просит расставить их в порядке возрастания (начиная с самых узких и заканчивая самыми широкими), используя знакомые способы сравнения. При этом воспитатель уточняет правила выбора ворот по ширине: каждый раз выбираем самые широкие. Затем предложить взять мячи нужного размера и прокатить их через соответствующие ворота Стр 31 Д.и. №35«Поручение».Цель: Упражнять в умении ориентироваться в пространстве и обозначать пространственные направления относительно себя словами: вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади. Ход: Воспитатель предлагает расставить игрушки следующим образом: матрешку впереди, машину сзади, мяч слева, пирамидку справа от себя. После выполнения задания воспитатель проверяет правильность расположения предметов: «Куда поставили пирамидку? Какую игрушку поставили сзади?» И так далее. Игра повторяется 3–4 раза. Стр 32
Д.и.№36«Сделаем столько же». Цель: Упражнять в умении воспроизводить указанное количество движений (в пределах 5). Ход: Воспитатель предлагает выполнить следующие задания столько раз, сколько кружочков он показал – сделать столько приседаний (прыжков, хлопков и т. д.), сколько кружков на числовой карточке; – отсчитать столько кругов (квадратов, прямоугольников), сколько услышали хлопков.Уточнить: «Сколько вы выполнили движений (приседаний, прыжков, хлопков и т. д.)? Почему вы выполнили столько движений?» Стр 33 Д.и.№37 «Найди свой домик». Цель: Упражнять в умении называть и различать знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник Ход: Воспитатель вместе с детьми рассматривает скворечники с окошками разной формы и предлагает разложить их на ковре. Затем дети делятся на 4 команды (у членов команды свои геометрические фигуры: круги, квадраты, треугольники или прямоугольники, соответствующие формам окошек скворечников). По сигналу воспитателя дети начинают двигаться по группе, по второму сигналу находят свои «домики»: те, у кого в руках круг, бегут к кругу, у кого квадрат, – к квадрату и т. д. Затем дети обосновывают свой выбор. Игра повторяется 3–4 раза. Каждый раз воспитатель меняет местами «домики», а команды обмениваются геометрическими фигурами Стр 33 Д.и.№38«Когда это бывает». »- Цель: продолжить знакомство с понятиями вчера, сегодня, завтра Ход: Воспитатель предлагает детям рассмотреть «фотографии» героев мультфильма и расположить их по порядку в соответствии с временем суток. При этом воспитатель спрашивает у детей: «Кто на этой фотографии? Что он делает? Когда это бывает? Что еще можно делать в это время суток?»Стр 33
Д.и .№39«Степашка убирает игрушки». Цель: Закрепление умения определять местоположения предметов относительно себя Ход: На ковре разложены игрушки (кубики, машины, пирамидки, матрешки) и расставлены 4 корзины. Воспитатель вместе с детьми встает в центр группы, определяет местоположение корзин (впереди, сзади, слева, справа) и просит детей помочь Степашке разложить игрушки по корзинам. Собирая игрушки, дети уточняют направление своего движения (вперед или назад, направо или налево) и называют игрушки Стр 34 Д.и. №40«Найди столько же». Цель: Упражнять в умении воспроизводить указанное количество движений (в пределах 5). Ход: Ребенок выполняет столько движений, сколько попросит взрослый (количество движений он сообщает шепотом, чтобы не слышали другие дети). Остальные дети находят и показывают карточки с таким же количеством кругов. При этом воспитатель предлагает ребятам обосновать свой выбор: «Сколько кругов на карточке? Какое число я назвала?» Игра повторяется 3–4 раза. Каждый раз в центр группы выходит другой ребенок. Стр 34 Д.и№41 «Собери картинку». Цель: Закреплять умение составлять целостное изображение предмета из отдельных частей Ход: У детей контурные изображения героев из телепередачи «Спокойной ночи, малыши!» и наборы геометрических фигур. Воспитатель предлагает составить изображения героев из геометрических фигур. Стр 34 Д.и.№42« Правильно пойдешь, секрет найдешь». Цель: Упражнение в умении двигаться в заданном направлении Ход: У детей конверт с планом, в котором указано, как найти дорогу к домику. В соответствии с рисунком в группе расставлены предметы: елочка, мяч, ворота, домик. Рассмотреть рисунок, выяснить, от какого предмета надо начать движение и в каком направлении двигаться (до какого предмета нужно дойти), например: от елочки надо идти вперед до мяча. По окончании пути правильность движения проверяется по рисунку. (В этой части занятия дети должны дойти до мяча). . Воспитатель предлагает детям продолжить движение по заданному маршруту. Он уточняет направление и предмет, до которого надо дойти (до ворот). Воспитатель вместе с детьми продолжает движение. Теперь они должны дойти до домика с секретом. В домике дети находят коробку с кольцами от пирамидок и уточняют их цвет и величину. Каждый ребенок отбирает кольца одного цвета и собирает пирамидку. Воспитатель предлагает детям рассказать о том, как они собрали пирамидку (добивается, чтобы при ответе дети использовали слова самое большое (колечко), меньше, еще меньше, самое маленькое). Стр 35 Д.и .№43«Накроем стол для чаепития». Цель: Закреплять представление о том, что результат счета не зависит от величины предметов Ход: За столом сидят 4 куклы. Воспитатель предлагает детям накрыть стол для чаепития, расставив в ряд большие и маленькие тарелки. Сколько маленьких (четыре) и сколько больших тарелок (три), сравнить количество больших и маленьких тарелок: «Четыре маленьких тарелки и три больших тарелки – сравните, что больше. (Четыре маленьких тарелки больше, чем три больших тарелки.) Три больших тарелки и четыре маленьких тарелки – сравните, что меньше. (Три больших тарелки меньше, чем четыре маленьких тарелки.) Какое число больше: четыре или три? Какое число меньше: три или четыре? На каждую большую тарелку поставьте маленькую тарелку. Как сделать так, чтобы больших и маленьких тарелок стало поровну?» Обговорить с детьми способы уравнивания количества предметов. Дети уравнивают количество тарелок и уточняют, сколько теперь больших и маленьких тарелок Д.и. №44«Постройте ребят по росту». Цель: Учить сравнивать три предмета по высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: высокий, ниже, самый низкий, низкий, выше, самый высокий Ход: Воспитатель вызывает троих детей разного роста. Остальные дети помогают ему построить ребят по росту. Дети называют рост каждого ребенка в ряду. Под музыку дети двигаются по группе, по окончании мелодии они останавливаются в разных местах группы и строятся по росту в порядке возрастания. Дети называют рост каждого ребенка. Стр 36 Д. и. №45«Прилетели бабочки» . Цель: Закреплять представления о том, что результат счета не зависит от расстояния между предметами (в пределах 5 Ход:У ребенка двухполосная карточка, в верхнем ряду которой на большом расстоянии друг от друга наклеены бабочки (5 бабочек). Воспитатель предлагает детям взять с подноса столько же бабочек, сколько наклеено на карточке, и расположить их в нижнем ряду близко друг к другу. Затем уточняет: «Одинаково ли расположены бабочки в верхнем и нижнем ряду? Сколько бабочек в верхнем ряду? Сколько бабочек в нижнем ряду? Что можно сказать о количестве бабочек в верхнем и нижнем ряду? (Поровну ли бабочек?)» Воспитатель просит ребят расположить бабочек в нижнем ряду так, чтобы было видно, что их столько же, сколько бабочек в верхнем ряду, и рассказать о способе уравнивания Стр 38 Д.и. №46«Письмо от волшебника». Цель: Упражнять в счете и отсчете предметов на слух, на ощупь (в пределах 5). Ход: Воспитатель сообщает детям, что волшебник прислал им письмо, в котором даны следующие задания: – угадайте музыкальный инструмент по услышанным звукам. Посчитайте звуки и покажите карточку с таким же количеством кругов. Сколько кругов на вашей карточке? Почему вы показали карточку с таким количеством кругов? – покажите карточку, на которой столько кругов, сколько предметов на «открытке». Сколько кругов на вашей карточке? – посчитайте, сколько шариков в ваших мешочках. Поднимите руки те, у кого 3 (4, 5) шариков. Проверьте правильность ответа. – определите, какое число загадал волшебник (воспитатель выполняет определенное количество движений). Найдите карточку, на которой столько же кругов. Сколько кругов на вашей карточке? Д.и.№47 «Найди фигуру». Цель: Учить соотносить форму предметов с геометрическими фигурами: шаром и кубом. Ход: У воспитателя на столе предметы в форме шара и куба: мяч, клубок ниток, коробка в форме куба, кубик и т. д. Дети называют фигуру и предмет, похожий на нее Стр 41 Д.и. №48«Чем похожи эти цветы? Чем они отличаются?» Цель: Закреплять представления о том, что результат счета не зависит от качественных признаков предмета (размера, цвета). Ход: Расположите их на карточках так, чтобы в верхнем ряду были цветы одного цвета, а в нижнем ряду – другого цвета. Что нужно сделать, чтобы узнать, сколько цветов на верхней (нижней) полосках карточки? Что можно сказать о количестве красных и синих цветов?»Стр 42 Д.и№49 «Дорисуй фигуру» Цель Развитие целостности восприятия Ход Взрослый начинает рисовать геом. фигуру, ребенок продолжает Д.и. №50«Четвертый лишний» Цель: Развивать умение классифицировать предметы по существенным признакам и обобщать. Ход :Взрослый выкладывает три красных квадрата и один синий. Ребенок определяет что лишнее. Д.и.№51 « Форма» Цель: Развивать наблюдательность, ориентирования на форму. Ход :Взрослый показывает круг, ребенку примерно за одну минуту нужно принести три предмета круглой формы. 16 сентября 2018 в 15:30
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.