Дошкольник проявляет интерес к животным, но его представления о жизни «братьев наших меньших» более чем скромны. Дети располагают в основном сведениями о внешних признаках животных и свою заботу о них чаще всего понимают как кормление. Между тем воспитание заботливого отношения к животному способствует эмоциональному и духовному развитию ребёнка.
При уходе за животным у детей воспитывается отзывчивость, доброта, участие. Часто дети совершенно равнодушно относятся к случаям жестокого отношения к животным со стороны взрослых, факты такого рода зачастую для них обычны. Как же можно воспитать у детей любовь к животным, если взрослые часто подают им негативные примеры. Взрослый сам должен быть образцом для подражания в отношении с животными. Дети всё воспринимают чрезвычайно эмоционально. Эти впечатления надолго сохраняются в их памяти, оставляют хорошие воспоминания, добрые чувства. Интересные впечатления, приобретают дошкольники во время ухода за животными, в процессе общения с ними, поэтому и в детском саду и дома ребёнку следует предоставлять беспрепятственный доступ к животным, давать возможность установить с ними контакт. Только в этом случае дети имеют возможность потрогать животное, приласкать его, оно становится им ближе. Это помогает ребёнку почувствовать, ощутить и понять состояние животного. Он лучше узнаёт необходимость действий, удовлетворяющих те или иные потребности животного, условия, необходимые ему для нормального существования.
Дети часто хотят видеть результаты своего труда, посмотреть, как животное ест, как ведёт себя при этом, всё ли съело, хватит ли пищи, дали ли животному сегодня его любимое блюдо. В этих моментах проявляется доброжелательность, заботливое отношение, его личная инициатива в уходе за ними. Чтобы дети могли по-настоящему проявить свою заботу о живом объекте, нужно поддерживать общение ребёнка с ним, продлевать время его таких контактов. Иногда ребёнку хочется поиграть с животным, он может зажать в кулачке птичку, дёргать за лапку хомячка, тянуть за хвост котёнка. Причина неправильного обращения с животными существами является отсутствие соответствующих знаний и навыков. Неумение обращаться с животными свойственно детям. Ребёнку необходимо показать и подсказать способы обращения с животными, но сделать это спокойно и доброжелательно, потому что, ругая ребёнка за неправильное обращение с животным, можно вызвать негативное отношение к самому животному.
В процессе общения с живыми существами дети вовлекают их в свои игры (укладывание хомячка спать, заворачивание котёнка в одеяло). Чтобы отвлечь детей от таких занятий можно и нужно привлечь детей к наблюдению за зверьками в их естественных движениях и играх. В клетке с хомячками нужно поставить лесенку и дети с удовольствием будут наблюдать, как они цепляются, лазают, кувыркаются. Общение с животными вызывает у ребёнка большие эмоциональные переживания, действия животного озадачивают его. В процессе общения с живыми существами ребёнок иногда использует такие способы обращения с животными, которые не могут быть морально оправданы (ребёнок подбрасывает цыплят вверх). Реакция взрослого должна быть однозначна, взрослый требует прекратить эти действия. Чтобы понять, что переживают дети при общении с животными, взрослый сам должен проникнуться интересом к животному. Взрослому важно быть наблюдательным, проявлять эмоциональность.
Интерес ребёнка к особенностям поведения животного надо удовлетворять, но под наблюдением взрослого. Педагог и родитель должен направлять действия ребёнка в соответствии с нормами обращения с животными. Умелая организация работы с детьми по уходу за живыми существами позволит педагогам и родителям решить задачу воспитания у детей заботливого отношения к животным, бережного отношения к природе.
|