МБДОУ №6 Улыбка

Долгосрочный познавательный проект «Экологическое воспитание дошкольников посредством театрализованной деятельности»


Составлено

воспитателями  средней группы

Ярошенко О.П.( высшая категория)

Тарасенко О.П .( 1 квалификационной категория)

МБДОУ№6 «Улыбка»,

Г. Пролетарск, Ростовская область.

 

 

Проблема: 

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно  встает задача формирования у дошкольников основ экологической культуры, норм и правил взаимодействия с природой. И в решении этой задачи, большую помощь вносит театрализованная деятельность. Она выполняет одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функцию.

Театрализованная деятельность - одна из нетрадиционных форм экологического образования и воспитания детей, которая  предоставляет  большие  возможности  воспитания у дошкольников любви и уважения к природе, учит понимать природу,  ее  законы и особенности.

 

Актуальность:

  Поэтому нами был разработан и внедрен  долгосрочный познавательный проект  «Экологическое воспитание дошкольников посредством театрализованной деятельности»

  Цель: формировать у дошкольников основы экологической культуры, норм и правил взаимодействия с природой через театрализованную деятельность;

Задачи:

 -направлять активную деятельность дошкольника на осознанное сохранение природы;

-формировать исследовательский, познавательный интерес к природе;  

-воспитывать экологическое сознание, нравственное отношения к окружающему миру;

-привлечь родителей к решению вопросов экологического воспитания детей, нахождению общих правильных ответов;

Проект будет использован в следующих видах деятельности: в игровой, двигательной, продуктивной, творческой, совместной.

Новизна проекта:

 Формирование готовности родителей к сотрудничеству с педагогами детского сада через реализацию проектной деятельности.

 

Материально-техническое обеспечение:

Компьютер, аудиозаписи….., картотека  подвижных , дидактических, пальчиковых, дыхательных игр, загадок, наглядно-дидактический материал, худ. литература, фотоальбом « Транспорт», «Мой город».

Участники проекта:

1.Дети и родители средней группы

2.Воспитатели Тарасенко О.П, Ярошенко О.П., Екименко Н.В. 

  Вид проекта: фронтальный, долгосрочный, открытый. ( сентябрь 2018-май 2019)

Тип проекта: познавательный

Методы: наглядный, словесный, интерактивный, практический, игровой.

Форма:

 Ситуативная беседа,

Ознакомительная беседа с родителями и детьми на создание психологически комфортной обстановки, рассчитанный на дифференцированный подход к каждому ребёнку при реализации проекта,

Целевые прогулки

Экскурсия по улицам нашего города,

 чтение стихов, рассказов, сказок 

рассматривание иллюстрации в книгах, наглядно- дидактическом материале,

просмотр мультфильмов, 

анкетирование и консультации для родителей,

культурно- досуговая программа,

организация выставок, плакаты,

фотоотчет о проведенных мероприятиях.

Мероприятие (НОД, экскурсии, эксперименты, культурно-досуговые мероприятия, беседы, чтение и т.д…, но обязательно интегрируемые

Социальные партнеры

сентябрь

Гимнастика пробуждения « Наш огород» -Вызывать желание участвовать игровых импровизациях

инструктор по физической культуре, воспитатель, дети

Разработка и реализация познавательно- экологического проекта «Мир вокруг нас» Цель: Формирование у воспитанников богатого внутреннего мира и системы целостного отношения к природе, ее животному и растительному миру.

воспитатели, дети, родители

Изготовление кукол-трафаретов «Эколят- Дошколят»

родители, воспитатели

Участие в районном конкурсе «Экологические стенды»

Соц. партнеры

Игра – ситуация «Незаметно пролетело лето» Задачи: Учить приемам пантомимы. Развивать воображение детей, побуждать к эмоциональному рассказыванию; способствовать развитию выразительной интонации.

воспитатели, дети, 

Викторина  для родителей «Мы научим малышей» .

Цель: Продолжать развивать познавательный интерес к миру природы.

Воспитатели, родители

Тематическая выставка  «Урожайная осень»

Задачи: привлечь родителей к организации выставки

Дети, родители

Театрализованное представление ( « Под грибком»  по сказке В. Сутеева  ) для детей 2 младшей группы 

Цель: Развивать умение разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям; использовать для воплощения образа известные выразительные средства (интонацию, мимику, жест).

 

октябрь

Гимнастика пробуждения «Осенний листопад»  побуждать желание участвовать в игровых импровизациях , формировать умения действовать в воображаемом плане.

инструктор по физической культуре, воспитатель, дети

Разработка и реализация экологическо- познавательного проекта «Осень урожайная»

 Цель: расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов, созревших в осенний период.

Воспитатели, дети, родители

Тематическая выставка «Осень золотая»

Дети, родители

Игра – ситуация «Скоро премьера» Задачи: Учить во время отзываться на реплику и входить в роль, взаимодействовать с партнерами по сцене. Приобщать детей к искусству театра, побуждать входить в творческие группы (актеров, режиссеров, декораторов, гримеров, музыкантов); вовлекать в игру по знакомой сказке «Репка».

Воспитатели, дети

 Игра – ситуация «В нашем саду» Задачи:  Учить отвечать на вопросы по содержанию сказки. Дать представление об урожае плодов в саду; побуждать детей к самовыражению в художественных образах; развивать артистические способности и двигательную активность детей; познакомить со сказкой «Фруктовый спор».

Воспитатели, дети

Вечер загадок «В овощной лавке»  Цель: Расширить представление о многообразии овощей и фруктов и их  пользе.

Воспитатели, дети

«Чудеса с грядки» - театрализованное представление

Цель: использовать для воплощения образа известные выразительные средства (интонацию, мимику, жест).

 Игра – ситуация «Осень –добрая волшебница» Задачи:  Развивать творческое воображение; приобщать к красоте, искусству, творчеству; развивать умение действовать в воображаемом плане.

Воспитатели, дети

Викторина « Вот деревья, вот кусты, здесь трава и цветы –назови скорей их ты»

Цель: закрепить названия деревьев и кустов.

Воспитатели, дети

Проведение праздника «Осень по  лесу шагает»

Задачи: закреплять и расширять у детей представления об осенних явлениях природы посредством выразительного исполнения ими песен, танцев, стихов и сценок.

ноябрь

Гимнастика пробуждения «Кто колечко найдет?» вызывать желание участвовать в  игровых импровизациях,

инструктор по физической культуре, воспитатель, дети

Тематическая выставка «Осенние фантазии»

Задачи: привлечь родителей к организации выставки из природного материала.

 

 Дети, родители

Игра – ситуация «Лепная сказка» Задачи:  Знакомить детей с театром лепной игрушки, с историей народных промыслов; побуждать к сочинению коротких историй; вызывать эмоциональный отклик на художественный образ.

Воспитатели, дети

Театрализованное представление  (инсценировка стихотворения С.Л. Прокофьевой «Подарок»- создание благоприятных условий для творческой активности у детей посредством театрализованной деятельности.

Игра – ситуация «На пруду» Задачи: Вовлекать детей в игровую ситуацию; упражнять в выразительной интонации голоса; выражать эмоции через движение.

Воспитатели, дети

«Тень- тень – поте тень» показ театра кукол бибабо  - продолжать совершенствовать художественно- речевые исполнительские навыки детей при чтении  стихотворений.

Воспитатели, дети

 Гимнастика пробуждения «Тихая сказка»

Цель:вызывать желание участвовать в  игровых импровизациях

инструктор по физической культуре, воспитатель, дети

Игра – ситуация «Наш зоопарк» Задачи: Учить строить сюжет. Развивать артистические способности детей; побуждать к выразительному рассказыванию и к выбору ролей.

Воспитатели, дети

Игра – ситуация «Лесная парикмахерская» Задачи:  Вовлекать в игровую ситуацию, побуждать к импровизации в диалоге; вызывать у детей эмоции во время проигрывания ролей и отражать их в мимике, жестах и позах.

Воспитатели, дети

Конкурс чтецов   по стихотворениям  И.Токмаковой «Голуби»)-. Цель: совершенствовать художественных и исполнительских навыков, выявление талантливых детей среди сверстников.

Игра – ситуация «Вежливые соседи» Задачи: Учить детей анализировать художественно-образную ситуацию, делать нравственные выводы; вносить коррективы в содержание сценки, изменять сюжетную линию; высказывать свои идеи.

Воспитатели, дети

Гимнастика пробуждения  «Мой веселый звонкий мяч»

Задачи: вызывать желание участвовать в  игровых импровизациях

инструктор по физической культуре, воспитатель, дети

Игра – ситуация «Умеем хозяйничать» Задачи: Учить детей инсценировать знакомый художественный материал; побуждать к собственной интерпретации роли; развивать двигательную активность.

Воспитатели, дети

Инсценировка стихотворения Е Каргановой- «Я рабочим стать хочу»

Цель: Учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами.

Воспитатели, дети

Игра – ситуация «Прогулка с куклами» Задачи: Учить этюдам с воображаемыми предметами и действиями; побуждать эмоционально отзываться на игру, входить в предлагаемые обстоятельства. Развивать воображение детей.

Воспитатели, дети

Игра – ситуация «Печем хлеб» Задачи: Побуждать детей к воплощению в роли, используя выразительные средства мимики и интонации голоса; способствовать развитию исполнительских навыков (дикции, артикуляции).

Воспитатели, дети

 Подготовка и показ сказки «Добрый ежик».

 Цель:  Способствовать разностороннему развитию детей в театрализованной деятельности путем прослеживания количества и характера исполняемых каждым ребенком ролей.

Воспитатели, дети

Праздник «Мама- я тебя люблю»

 Цель:  воспитание любви и уважения к самому близкому человеку- маме .

 

декабрь

Игра – ситуация «По заснеженной поляне» Задачи: Учить разыгрывать сказку в настольном театре; побуждать детей к интонационной выразительности, развивать артистические способности.

Воспитатели, дети

Утренняя гимнастика «Первый снег» 

Цель: формировать умения действовать в воображаемом плане, вызывать желание участвовать в игровых импровизациях

инструктор по физической культуре, воспитатель, дети

Игра – ситуация «Снегурочкины друзья»  

Задачи: Вовлечь детей в игровую ситуацию, развивать творческое воображение и артистические способности.

Воспитатели, дети

Театрализация  сказки «Рукавичка»

Задачи: Развивать умение разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям; использовать для воплощения образа известные выразительные средства (интонацию, мимику, жест).

Воспитатели, дети

Шоу иллюзионистов- Продолжать использовать возможности театра (взрослых) для накопления эмоционально-чувственного опыта ребенка

Соц партнеры

Игра – ситуация «Наш домашний театр» Задачи: Учить входить в воображаемую ситуацию, оборудовать место для творческой игры. Вовлекать детей в импровизацию.

Воспитатели, дети, родители

 Гимнастика пробуждения «Снежок порхает , кружится» - вызывать желание участвовать в  игровых импровизациях

инструктор по физической культуре, воспитатель, дети

Игра – ситуация «Новогодний концерт» Задачи: Развивать способности к импровизации, речевую активность детей.

Воспитатели, дети

Новогоднее представление Цель: приобщать детей к жизни страны, народным традициям и обычаям

 

январь

Гимнастика пробуждения «Вырастала елка в лесу на горе…»  - формировать умения действовать в воображаемом плане, вызывать желание участвовать игровых импровизациях .

инструктор по физической культуре, воспитатель, дети

Игра – ситуация «Где живут игрушки?» Задачи:  Учить выстраивать сюжет, действовать за всех героев. Развивать игровые умения детей в режиссерской игре:

Воспитатели, дети

Спортивное развлечение « Нам морозы не страшны»

Цель: развивать двигательные навыки и умения, способность ориентироваться в игре на действия партнеров

Воспитатели, дети, родители

 Вечер загадок – «Зимние забавы».

Задачи: расширять и уточнять представления о зиме и зимних забавах.

воспитатель, дети

Игра – ситуация «В нашем оркестре» Задачи: Учить навыкам игры на детских музыкальных инструментах в оркестре. Приобщать детей к русским народным традициям; активизировать слуховое внимание; побуждать к музыкальной импровизации.

Воспитатели, дети

Игра – ситуация «Зимние игры» Задачи: Учить детей производить ролевые действия и выражать эмоции в пантомиме; определять содержание пантомимы; придумывать сказки и показывать в настольном театре.

Воспитатели, дети

Игра – ситуация «Зайцы и охотники» Задачи: Учить использовать в драматизации различные выразительные средства (мимику, жест, позу, походку). Приобщать детей к русским народным традициям.

Воспитатели, дети

 Постановка сказки « Как Тяпа научился лаять»(По одноимённому стихотворению Владимира Орлова).

Цель: Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей  посредствам театрализованной деятельности.

февраль

Гимнастика пробуждения «Самолеты»

Цель: вызывать желание участвовать игровых импровизациях

инструктор по физической культуре, воспитатель, дети

Игра – ситуация «Лень, открой ворота»

Задачи: Обогащать художественно-эстетическое восприятие детей средствами педагогического театра, давать образцы артистизма и творчества в художественной деятельности; вызывать эмоциональный и нравственный отклик.(Сказка «Ленивая Маша» в педагогическом театре)

Воспитатели, дети

Тематическое развлечение «Русские посиделки» Цель: продолжать знакомить детей с традициями русского народа.

Воспитатели, дети

Игра – ситуация «Хотим быть смелыми» Задачи: Воспитывать патриотические чувства; вызывать эмоциональный отклик на героические интонации; развивать чувство ритма, навыки ясной и четкой артикуляции; объединять детей в коллективной игре- соревновании.

Воспитатели, дети

Игра – ситуация «Защитим слабого» Задачи:  Учить выразительному движению в разминках. Развивать исполнительские навыки в этюдах и играх; предоставлять возможность выбора роли.

Воспитатели, дети

март

Игра – ситуация «Письмо маме» Задачи: Учить инсценировать знакомый литературный материал; побуждать к выразительному воплощению в роли. Вызвать чувство любви к маме.

Воспитатели, дети

Праздник  для мам и бабушек

Игра – ситуация «Огород на окне» Задачи: Учить пересказывать и инсценировать знакомый литературный материал. Активизировать слуховое внимание, художественное восприятие; будить творческую активность детей.

Воспитатели, дети

Игра – ситуация «Весна стучится в окна» Задачи: Развивать интонационную выразительность голоса; активизировать творческие проявления в импровизации, слуховое восприятие.

Воспитатели, дети

Игра – ситуация «Кошки-мышки» Задачи: Учить проявлять эмоции через мимику и жесты; развивать артистические способности детей. Вовлечь детей в игровой сюжет; дать представление о повадках кошек; научить пластичным и выразительным движениям.

Воспитатели, дети

Игра – ситуация «Что полезно для здоровья» Задачи: Учить делать нравственный вывод из содержания сказки, инсценировать знакомую сказку; побуждать к выразительному проигрыванию ролей в этюдах.

Воспитатели, дети

Показ для детей младших групп сказки «Капризулька»

цель: Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей  посредствам театрализованной деятельности.

апрель

Гимнастика пробуждения «На дворе на солнцепеке загорали лежебоки…»

Вызывать желание участвовать игровых импровизациях.

инструктор по физической культуре, воспитатель, дети

Игра – ситуация «Посиделки» Задачи: Приобщать детей к русским народным традициям, прививать любовь к народному слову; вовлекать в игровую ситуацию, побуждать ребят к импровизации в инсценировке потешек.

Воспитатели, дети, родители

Игра – ситуация «Народные гулянья» Задачи:  Учить драматизации знакомых литературных произведений; развивать двигательные навыки. Вовлекать детей в эмоциональную ситуацию, приобщать к русским народным традициям.

Воспитатели, дети, родители

Игра – ситуация «У меня зазвонил телефон» Задачи: Учить детей участвовать в диалоге; предоставлять возможность выбора роли и экспериментирования в ней; учить выразительно воплощаться в роли.

Воспитатели, дети

Игра – ситуация «Плаваем, ныряем» Задачи: Учить сочинять и разыгрывать в режиссерской игре небольшие истории. Развивать детскую фантазию.

Воспитатели, дети

Постановка сказки ««Кто такие птички?»
Цель: способствовать разностороннему развитию детей в театрализованной деятельности путем прослеживания количества и характера исполняемых каждым ребенком ролей.

май

Гимнастика пробуждения «Три поросенка»

Вызывать желание участвовать  в игровых импровизациях.

инструктор по физической культуре, воспитатель, дети

Игра – ситуация «За город» Задачи:  учить воплощать роль; учить отражать в ролевом поведении характер героя; учить отражать образ в музыкальной импровизации. Вовлечь детей в игры импровизации; развивать воображение детей.

Воспитатели, дети

Игра – ситуация «Сады цветут» Задачи:  Учить выбирать роль и выразительно в ней воплощаться. Развивать творческое воображение детей.

Воспитатели, дети

Гимнастика пробуждения «На цветочной полянке»

Вызывать желание участвовать игровых  в импровизациях

инструктор по физической культуре, воспитатель, дети

  Литературный вечер « Весенние цветы»

Задачи: продолжать совершенствовать художественно- речевые исполнительские навыки детей при чтении  стихотворений.

Воспитатели, дети, родители

 Игра – ситуация «Проснулись жуки»

  Задачи:  Учить выразительным движениям. Развивать двигательную активность детей.

Воспитатели, дети

  Игра – ситуация  «Какая погода лучше» 

  Задачи: Учить детей эмоционально, двигательно отзываться на словесный и музыкальный образы; чувствовать оттенки настроения и выражать это чувство словами; внимательно слушать сказку и следить за развитием сюжета; беседовать по содержанию сказки и показывать ее в театре картинок (в настольном театре).

Воспитатели, дети

Постановка сказки «Как Ежик счастье искал»

Цель:  Развивать умение разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям; использовать для воплощения образа известные выразительные средства (интонацию, мимику, жест).

Воспитатели, дети

Спортивно- познавательный праздник  «Здравствуй , Лето!»

Ожидаемые результаты:

-У детей проявляется познавательный интерес к миру природы;

- у детей сформированы  основы экологической культуры, норм и правил взаимодействия с природой через театрализованную деятельность;

- Дети овладевают навыками выразительной речи, правилами поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми;

- проявляют интерес, желание к театральному искусству;

- умеют передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию;

- самостоятельно исполняют и передают образы сказочных персонажей;

- дети стараются уверенно чувствовать себя во время выступлений;

- предметно-пространственная развивающая среда ДОУ дополнилась разными видами театров, пособиями, рисунками, картотеками творческих игр;

- установлен тесный контакт с родителями;

 

Используемая литература: 

 

Рабочая программа средней  группы 

 Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №6 «Улыбка»

г. Пролетарска Пролетарского района Ростовской области

на 2018-2019 учебный год

 

Перспективно- тематическое планирование средней  группы на 2018-2019уч.г.

Комплексные занятия по программе под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Средней группы. Волгоград: Учитель, 2012.- 364 с.

 

 Профессии.— СПб.: Паритет, 2005.— 16 с. + цв. вкл. (Серия «Грамматика в играх

и картинках»).

 

Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2006.

 

Н.Ф.Губанова «Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского сада.» М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012-144с.

 Л. В. Артемова Театрализованные игры дошкольников Кн. для воспитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 1991. — 127 с.: ил.

Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте-М. 1991г

 Гриценко З. А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. М. Линка-Пресс, 2003г

Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. «Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя. -М: издательство «Гном и Д», 2001-96

Колесникова Е.В.  «Развитие звуковой культуры речи у детей 4-5 лет», 2001г

Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. - М.: Школьная пресса, 2000.

Сорокина, Н. Ф. Играем в кукольный театр /Пособие для воспитателей/. – М.: Аркти, 2002.

  Сорокина, Н. Ф. Программа «Театр – творчество – дети».

 Сорокина, Н. Д. Сценарии театрализованных кукольных занятий. – М.: Аркти, 2004.

Рахно М.О. Домашний кукольный театр. -  Ростов н/Д.: Феникс, 2008.

23 декабря 2018 в 15:26

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.