Составлено
воспитателями средней группы
Ярошенко О.П.( высшая категория)
Тарасенко О.П .( 1 квалификационной категория)
МБДОУ№6 «Улыбка»,
Г. Пролетарск, Ростовская область.
Проблема:
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно встает задача формирования у дошкольников основ экологической культуры, норм и правил взаимодействия с природой. И в решении этой задачи, большую помощь вносит театрализованная деятельность. Она выполняет одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функцию.
Театрализованная деятельность - одна из нетрадиционных форм экологического образования и воспитания детей, которая предоставляет большие возможности воспитания у дошкольников любви и уважения к природе, учит понимать природу, ее законы и особенности.
Актуальность:
Поэтому нами был разработан и внедрен долгосрочный познавательный проект «Экологическое воспитание дошкольников посредством театрализованной деятельности»
Цель: формировать у дошкольников основы экологической культуры, норм и правил взаимодействия с природой через театрализованную деятельность;
Задачи:
-направлять активную деятельность дошкольника на осознанное сохранение природы;
-формировать исследовательский, познавательный интерес к природе;
-воспитывать экологическое сознание, нравственное отношения к окружающему миру;
-привлечь родителей к решению вопросов экологического воспитания детей, нахождению общих правильных ответов;
Проект будет использован в следующих видах деятельности: в игровой, двигательной, продуктивной, творческой, совместной.
Новизна проекта:
Формирование готовности родителей к сотрудничеству с педагогами детского сада через реализацию проектной деятельности.
Материально-техническое обеспечение:
Компьютер, аудиозаписи….., картотека подвижных , дидактических, пальчиковых, дыхательных игр, загадок, наглядно-дидактический материал, худ. литература, фотоальбом « Транспорт», «Мой город».
Участники проекта:
1.Дети и родители средней группы
2.Воспитатели Тарасенко О.П, Ярошенко О.П., Екименко Н.В.
Вид проекта: фронтальный, долгосрочный, открытый. ( сентябрь 2018-май 2019)
Тип проекта: познавательный
Методы: наглядный, словесный, интерактивный, практический, игровой.
Форма:
Ситуативная беседа,
Ознакомительная беседа с родителями и детьми на создание психологически комфортной обстановки, рассчитанный на дифференцированный подход к каждому ребёнку при реализации проекта,
Целевые прогулки
Экскурсия по улицам нашего города,
чтение стихов, рассказов, сказок
рассматривание иллюстрации в книгах, наглядно- дидактическом материале,
просмотр мультфильмов,
анкетирование и консультации для родителей,
культурно- досуговая программа,
организация выставок, плакаты,
фотоотчет о проведенных мероприятиях.
Мероприятие (НОД, экскурсии, эксперименты, культурно-досуговые мероприятия, беседы, чтение и т.д…, но обязательно интегрируемые |
Социальные партнеры |
сентябрь |
Гимнастика пробуждения « Наш огород» -Вызывать желание участвовать игровых импровизациях |
инструктор по физической культуре, воспитатель, дети |
Разработка и реализация познавательно- экологического проекта «Мир вокруг нас» Цель: Формирование у воспитанников богатого внутреннего мира и системы целостного отношения к природе, ее животному и растительному миру. |
воспитатели, дети, родители |
Изготовление кукол-трафаретов «Эколят- Дошколят» |
родители, воспитатели |
Участие в районном конкурсе «Экологические стенды» |
Соц. партнеры |
Игра – ситуация «Незаметно пролетело лето» Задачи: Учить приемам пантомимы. Развивать воображение детей, побуждать к эмоциональному рассказыванию; способствовать развитию выразительной интонации. |
воспитатели, дети, |
Викторина для родителей «Мы научим малышей» .
Цель: Продолжать развивать познавательный интерес к миру природы. |
Воспитатели, родители |
Тематическая выставка «Урожайная осень»
Задачи: привлечь родителей к организации выставки |
Дети, родители |
Театрализованное представление ( « Под грибком» по сказке В. Сутеева ) для детей 2 младшей группы
Цель: Развивать умение разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям; использовать для воплощения образа известные выразительные средства (интонацию, мимику, жест).
|
октябрь |
Гимнастика пробуждения «Осенний листопад» побуждать желание участвовать в игровых импровизациях , формировать умения действовать в воображаемом плане. |
инструктор по физической культуре, воспитатель, дети |
Разработка и реализация экологическо- познавательного проекта «Осень урожайная»
Цель: расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов, созревших в осенний период. |
Воспитатели, дети, родители |
Тематическая выставка «Осень золотая» |
Дети, родители |
Игра – ситуация «Скоро премьера» Задачи: Учить во время отзываться на реплику и входить в роль, взаимодействовать с партнерами по сцене. Приобщать детей к искусству театра, побуждать входить в творческие группы (актеров, режиссеров, декораторов, гримеров, музыкантов); вовлекать в игру по знакомой сказке «Репка». |
Воспитатели, дети |
Игра – ситуация «В нашем саду» Задачи: Учить отвечать на вопросы по содержанию сказки. Дать представление об урожае плодов в саду; побуждать детей к самовыражению в художественных образах; развивать артистические способности и двигательную активность детей; познакомить со сказкой «Фруктовый спор». |
Воспитатели, дети |
Вечер загадок «В овощной лавке» Цель: Расширить представление о многообразии овощей и фруктов и их пользе. |
Воспитатели, дети |
«Чудеса с грядки» - театрализованное представление
Цель: использовать для воплощения образа известные выразительные средства (интонацию, мимику, жест). |
Игра – ситуация «Осень –добрая волшебница» Задачи: Развивать творческое воображение; приобщать к красоте, искусству, творчеству; развивать умение действовать в воображаемом плане. |
Воспитатели, дети |
Викторина « Вот деревья, вот кусты, здесь трава и цветы –назови скорей их ты»
Цель: закрепить названия деревьев и кустов. |
Воспитатели, дети |
Проведение праздника «Осень по лесу шагает»
Задачи: закреплять и расширять у детей представления об осенних явлениях природы посредством выразительного исполнения ими песен, танцев, стихов и сценок. |
ноябрь |
Гимнастика пробуждения «Кто колечко найдет?» вызывать желание участвовать в игровых импровизациях, |
инструктор по физической культуре, воспитатель, дети |
Тематическая выставка «Осенние фантазии»
Задачи: привлечь родителей к организации выставки из природного материала.
|
Дети, родители |
Игра – ситуация «Лепная сказка» Задачи: Знакомить детей с театром лепной игрушки, с историей народных промыслов; побуждать к сочинению коротких историй; вызывать эмоциональный отклик на художественный образ. |
Воспитатели, дети |
Театрализованное представление (инсценировка стихотворения С.Л. Прокофьевой «Подарок»- создание благоприятных условий для творческой активности у детей посредством театрализованной деятельности. |
Игра – ситуация «На пруду» Задачи: Вовлекать детей в игровую ситуацию; упражнять в выразительной интонации голоса; выражать эмоции через движение. |
Воспитатели, дети |
«Тень- тень – поте тень» показ театра кукол бибабо - продолжать совершенствовать художественно- речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений. |
Воспитатели, дети |
Гимнастика пробуждения «Тихая сказка»
Цель:вызывать желание участвовать в игровых импровизациях |
инструктор по физической культуре, воспитатель, дети |
Игра – ситуация «Наш зоопарк» Задачи: Учить строить сюжет. Развивать артистические способности детей; побуждать к выразительному рассказыванию и к выбору ролей. |
Воспитатели, дети |
Игра – ситуация «Лесная парикмахерская» Задачи: Вовлекать в игровую ситуацию, побуждать к импровизации в диалоге; вызывать у детей эмоции во время проигрывания ролей и отражать их в мимике, жестах и позах. |
Воспитатели, дети |
Конкурс чтецов по стихотворениям И.Токмаковой «Голуби»)-. Цель: совершенствовать художественных и исполнительских навыков, выявление талантливых детей среди сверстников. |
Игра – ситуация «Вежливые соседи» Задачи: Учить детей анализировать художественно-образную ситуацию, делать нравственные выводы; вносить коррективы в содержание сценки, изменять сюжетную линию; высказывать свои идеи. |
Воспитатели, дети |
Гимнастика пробуждения «Мой веселый звонкий мяч»
Задачи: вызывать желание участвовать в игровых импровизациях |
инструктор по физической культуре, воспитатель, дети |
Игра – ситуация «Умеем хозяйничать» Задачи: Учить детей инсценировать знакомый художественный материал; побуждать к собственной интерпретации роли; развивать двигательную активность. |
Воспитатели, дети |
Инсценировка стихотворения Е Каргановой- «Я рабочим стать хочу»
Цель: Учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами. |
Воспитатели, дети |
Игра – ситуация «Прогулка с куклами» Задачи: Учить этюдам с воображаемыми предметами и действиями; побуждать эмоционально отзываться на игру, входить в предлагаемые обстоятельства. Развивать воображение детей. |
Воспитатели, дети |
Игра – ситуация «Печем хлеб» Задачи: Побуждать детей к воплощению в роли, используя выразительные средства мимики и интонации голоса; способствовать развитию исполнительских навыков (дикции, артикуляции). |
Воспитатели, дети |
Подготовка и показ сказки «Добрый ежик».
Цель: Способствовать разностороннему развитию детей в театрализованной деятельности путем прослеживания количества и характера исполняемых каждым ребенком ролей. |
Воспитатели, дети |
Праздник «Мама- я тебя люблю»
Цель: воспитание любви и уважения к самому близкому человеку- маме .
|
декабрь |
Игра – ситуация «По заснеженной поляне» Задачи: Учить разыгрывать сказку в настольном театре; побуждать детей к интонационной выразительности, развивать артистические способности. |
Воспитатели, дети |
Утренняя гимнастика «Первый снег»
Цель: формировать умения действовать в воображаемом плане, вызывать желание участвовать в игровых импровизациях |
инструктор по физической культуре, воспитатель, дети |
Игра – ситуация «Снегурочкины друзья»
Задачи: Вовлечь детей в игровую ситуацию, развивать творческое воображение и артистические способности. |
Воспитатели, дети |
Театрализация сказки «Рукавичка»
Задачи: Развивать умение разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям; использовать для воплощения образа известные выразительные средства (интонацию, мимику, жест). |
Воспитатели, дети |
Шоу иллюзионистов- Продолжать использовать возможности театра (взрослых) для накопления эмоционально-чувственного опыта ребенка |
Соц партнеры |
Игра – ситуация «Наш домашний театр» Задачи: Учить входить в воображаемую ситуацию, оборудовать место для творческой игры. Вовлекать детей в импровизацию. |
Воспитатели, дети, родители |
Гимнастика пробуждения «Снежок порхает , кружится» - вызывать желание участвовать в игровых импровизациях |
инструктор по физической культуре, воспитатель, дети |
Игра – ситуация «Новогодний концерт» Задачи: Развивать способности к импровизации, речевую активность детей. |
Воспитатели, дети |
Новогоднее представление Цель: приобщать детей к жизни страны, народным традициям и обычаям
|
январь |
Гимнастика пробуждения «Вырастала елка в лесу на горе…» - формировать умения действовать в воображаемом плане, вызывать желание участвовать игровых импровизациях . |
инструктор по физической культуре, воспитатель, дети |
Игра – ситуация «Где живут игрушки?» Задачи: Учить выстраивать сюжет, действовать за всех героев. Развивать игровые умения детей в режиссерской игре: |
Воспитатели, дети |
Спортивное развлечение « Нам морозы не страшны»
Цель: развивать двигательные навыки и умения, способность ориентироваться в игре на действия партнеров |
Воспитатели, дети, родители |
Вечер загадок – «Зимние забавы».
Задачи: расширять и уточнять представления о зиме и зимних забавах. |
воспитатель, дети |
Игра – ситуация «В нашем оркестре» Задачи: Учить навыкам игры на детских музыкальных инструментах в оркестре. Приобщать детей к русским народным традициям; активизировать слуховое внимание; побуждать к музыкальной импровизации. |
Воспитатели, дети |
Игра – ситуация «Зимние игры» Задачи: Учить детей производить ролевые действия и выражать эмоции в пантомиме; определять содержание пантомимы; придумывать сказки и показывать в настольном театре. |
Воспитатели, дети |
Игра – ситуация «Зайцы и охотники» Задачи: Учить использовать в драматизации различные выразительные средства (мимику, жест, позу, походку). Приобщать детей к русским народным традициям. |
Воспитатели, дети |
Постановка сказки « Как Тяпа научился лаять»(По одноимённому стихотворению Владимира Орлова).
Цель: Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей посредствам театрализованной деятельности. |
|
февраль |
Гимнастика пробуждения «Самолеты»
Цель: вызывать желание участвовать игровых импровизациях |
инструктор по физической культуре, воспитатель, дети |
Игра – ситуация «Лень, открой ворота»
Задачи: Обогащать художественно-эстетическое восприятие детей средствами педагогического театра, давать образцы артистизма и творчества в художественной деятельности; вызывать эмоциональный и нравственный отклик.(Сказка «Ленивая Маша» в педагогическом театре) |
Воспитатели, дети |
Тематическое развлечение «Русские посиделки» Цель: продолжать знакомить детей с традициями русского народа. |
Воспитатели, дети |
Игра – ситуация «Хотим быть смелыми» Задачи: Воспитывать патриотические чувства; вызывать эмоциональный отклик на героические интонации; развивать чувство ритма, навыки ясной и четкой артикуляции; объединять детей в коллективной игре- соревновании. |
Воспитатели, дети |
Игра – ситуация «Защитим слабого» Задачи: Учить выразительному движению в разминках. Развивать исполнительские навыки в этюдах и играх; предоставлять возможность выбора роли. |
Воспитатели, дети |
март |
Игра – ситуация «Письмо маме» Задачи: Учить инсценировать знакомый литературный материал; побуждать к выразительному воплощению в роли. Вызвать чувство любви к маме. |
Воспитатели, дети |
Праздник для мам и бабушек |
Игра – ситуация «Огород на окне» Задачи: Учить пересказывать и инсценировать знакомый литературный материал. Активизировать слуховое внимание, художественное восприятие; будить творческую активность детей. |
Воспитатели, дети |
Игра – ситуация «Весна стучится в окна» Задачи: Развивать интонационную выразительность голоса; активизировать творческие проявления в импровизации, слуховое восприятие. |
Воспитатели, дети |
Игра – ситуация «Кошки-мышки» Задачи: Учить проявлять эмоции через мимику и жесты; развивать артистические способности детей. Вовлечь детей в игровой сюжет; дать представление о повадках кошек; научить пластичным и выразительным движениям. |
Воспитатели, дети |
Игра – ситуация «Что полезно для здоровья» Задачи: Учить делать нравственный вывод из содержания сказки, инсценировать знакомую сказку; побуждать к выразительному проигрыванию ролей в этюдах. |
Воспитатели, дети |
Показ для детей младших групп сказки «Капризулька»
цель: Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей посредствам театрализованной деятельности. |
|
апрель |
Гимнастика пробуждения «На дворе на солнцепеке загорали лежебоки…»
Вызывать желание участвовать игровых импровизациях. |
инструктор по физической культуре, воспитатель, дети |
Игра – ситуация «Посиделки» Задачи: Приобщать детей к русским народным традициям, прививать любовь к народному слову; вовлекать в игровую ситуацию, побуждать ребят к импровизации в инсценировке потешек. |
Воспитатели, дети, родители |
Игра – ситуация «Народные гулянья» Задачи: Учить драматизации знакомых литературных произведений; развивать двигательные навыки. Вовлекать детей в эмоциональную ситуацию, приобщать к русским народным традициям. |
Воспитатели, дети, родители |
Игра – ситуация «У меня зазвонил телефон» Задачи: Учить детей участвовать в диалоге; предоставлять возможность выбора роли и экспериментирования в ней; учить выразительно воплощаться в роли. |
Воспитатели, дети |
Игра – ситуация «Плаваем, ныряем» Задачи: Учить сочинять и разыгрывать в режиссерской игре небольшие истории. Развивать детскую фантазию. |
Воспитатели, дети |
Постановка сказки ««Кто такие птички?»
Цель: способствовать разностороннему развитию детей в театрализованной деятельности путем прослеживания количества и характера исполняемых каждым ребенком ролей. |
|
май |
Гимнастика пробуждения «Три поросенка»
Вызывать желание участвовать в игровых импровизациях. |
инструктор по физической культуре, воспитатель, дети |
Игра – ситуация «За город» Задачи: учить воплощать роль; учить отражать в ролевом поведении характер героя; учить отражать образ в музыкальной импровизации. Вовлечь детей в игры импровизации; развивать воображение детей. |
Воспитатели, дети |
Игра – ситуация «Сады цветут» Задачи: Учить выбирать роль и выразительно в ней воплощаться. Развивать творческое воображение детей. |
Воспитатели, дети |
Гимнастика пробуждения «На цветочной полянке»
Вызывать желание участвовать игровых в импровизациях |
инструктор по физической культуре, воспитатель, дети |
Литературный вечер « Весенние цветы»
Задачи: продолжать совершенствовать художественно- речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений. |
Воспитатели, дети, родители |
Игра – ситуация «Проснулись жуки»
Задачи: Учить выразительным движениям. Развивать двигательную активность детей. |
Воспитатели, дети |
Игра – ситуация «Какая погода лучше»
Задачи: Учить детей эмоционально, двигательно отзываться на словесный и музыкальный образы; чувствовать оттенки настроения и выражать это чувство словами; внимательно слушать сказку и следить за развитием сюжета; беседовать по содержанию сказки и показывать ее в театре картинок (в настольном театре). |
Воспитатели, дети |
Постановка сказки «Как Ежик счастье искал»
Цель: Развивать умение разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям; использовать для воплощения образа известные выразительные средства (интонацию, мимику, жест). |
Воспитатели, дети |
Спортивно- познавательный праздник «Здравствуй , Лето!» |
Ожидаемые результаты:
-У детей проявляется познавательный интерес к миру природы;
- у детей сформированы основы экологической культуры, норм и правил взаимодействия с природой через театрализованную деятельность;
- Дети овладевают навыками выразительной речи, правилами поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми;
- проявляют интерес, желание к театральному искусству;
- умеют передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию;
- самостоятельно исполняют и передают образы сказочных персонажей;
- дети стараются уверенно чувствовать себя во время выступлений;
- предметно-пространственная развивающая среда ДОУ дополнилась разными видами театров, пособиями, рисунками, картотеками творческих игр;
- установлен тесный контакт с родителями;
Используемая литература:
Рабочая программа средней группы
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №6 «Улыбка»
г. Пролетарска Пролетарского района Ростовской области
на 2018-2019 учебный год
Перспективно- тематическое планирование средней группы на 2018-2019уч.г.
Комплексные занятия по программе под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Средней группы. Волгоград: Учитель, 2012.- 364 с.
Профессии.— СПб.: Паритет, 2005.— 16 с. + цв. вкл. (Серия «Грамматика в играх
и картинках»).
Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
Н.Ф.Губанова «Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского сада.» М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012-144с.
Л. В. Артемова Театрализованные игры дошкольников Кн. для воспитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 1991. — 127 с.: ил.
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте-М. 1991г
Гриценко З. А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. М. Линка-Пресс, 2003г
Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. «Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя. -М: издательство «Гном и Д», 2001-96
Колесникова Е.В. «Развитие звуковой культуры речи у детей 4-5 лет», 2001г
Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. - М.: Школьная пресса, 2000.
Сорокина, Н. Ф. Играем в кукольный театр /Пособие для воспитателей/. – М.: Аркти, 2002.
Сорокина, Н. Ф. Программа «Театр – творчество – дети».
Сорокина, Н. Д. Сценарии театрализованных кукольных занятий. – М.: Аркти, 2004.
Рахно М.О. Домашний кукольный театр. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008.