МБДОУ №6 Улыбка

Консультация для родителей «Формы и причины детских манипуляций. Как противостоять детским манипуляциям»

 Каждый родившийся ребенок является величайшей загадкой, он не похож на взрослого, потому что мыслит, чувствует, воспринимает окружающее по-другому.

Когда ребенок приходит в этот мир, никто не сможет сказать, каким он будет и кем он будет: И только от нас зависит, смогут ли развиться и реализоваться те уникальные возможности и способности, которые заложены в нем Творцом. Лучшие человеческие качества могут быть развиты в ребенке с помощью взрослых, а могут зачахнуть с их же помощью. Есть хорошая пословица: «Что посеешь, то и пожнёшь». Хочется задать один вопрос: «А что сеем мы, чтобы ребёнок вырос гармонично развитой личностью? Какие черты характера развиваем в детях?» Хочется видеть в своём ребёнке такие качества, как доброта, честность, порядочность, коммуникабельность. Но всегда ли получается у нас воспитывать в ребёнке эти качества? Родители сильно заняты делами и всё время спешат. И тогда они прибегают к манипуляциям ребенком.

Станет ли ребенок манипулятором или нет - зависит от воспитания. Родители часто не замечают, что буквально заставляют ребенка прибегать к манипуляции, ведь в свое время их мама и папа так же поступали с ними. Можно сказать, что тактика создания манипуляторов передается по наследству. Она так привычна и естественна, что никому и в голову не придет взглянуть на себя со стороны.

Что же такое манипуляция?

Манипуляция - это вид психологического воздействия, направленного на других людей с целью получения желаемого. Проще – нечестные эмоциональные действия детей для того, чтобы чего-то добиться от родителей.

Люди подвержены чужому влиянию. Все вокруг манипулируют друг другом: дети - родителями, родители - детьми, начальники - подчиненными и наоборот и т. д. Когда маленький ребенок, упав и ударившись, бежит, сдерживая слезы, к маме и лишь перед ее лицом разражается громким плачем - что это, как не попытка манипулирования (причем чаще всего успешная). Чем взрослее становится человек, тем большим числом окружающих он пытается манипулировать с той или иной степенью успешности. Большинство делает это инстинктивно, не задумываясь. Более того, свои манипуляции люди воспринимают как нечто естественное, но когда внезапно выясняется, что кто-то манипулировал ими, они приходят в негодование.

Детские манипуляции могут принимать различные формы, такие как:

- истерики, капризы;

- слабость, мнимая болезнь;

- прием «если, то…»;

- ложь, вымышленные рассказы, доносы;

- лесть;

- использование внутрисемейных разногласий.

А теперь попробуем рассмотреть данные формы манипуляции более подробно.

Большинство ученых отмечают тот факт, что дети учитывают последствия истерик и капризов и проявляют их чаще всего по отношению к тем взрослым, со стороны которых эти проявления остаются безнаказанными, а для ребенка – эффективными. Таким образом, например, если ребенок каждый раз, находясь в магазине, начинает демонстративно громко плакать после отказа купить игрушку, и мгновенно прекращает истерику после ее покупки, то родитель имеет дело с психологической манипуляцией

Еще одно действенное средство оказания манипуляции на взрослых – демонстрация слабости. Для большинства родителей жизнь и здоровье ребенка представляют первостепенную важность, а значит, переживания по этому поводу могут стать поводом для манипуляции. Таким образом, внезапная слабость, усталость, больной животик или голова и пр. становятся основанием для отказа от уборки игрушек, соблюдения режима дня, отказа от выполнения указаний взрослого и пр. Тем не менее, следует уметь распознавать настоящие проявления болезни и мнимые: психологической манипуляцией будет считаться тот факт, когда все «признаки болезни» исчезают при выполнении требований ребенка.

Прием «если, то…» является одним из самых частых проявлений психологической манипуляции у ребенка. При этом существует два варианта такой манипуляции: шантаж, угроза («если ты мне не включишь мультфильм, я не буду спать» и пр.) и обещание («если ты мне купишь игрушку, я уберу в своей комнате»). Отличием описываемого манипулятивного поведения от договоренности является тот факт, что данное «обещание» неискренне, т. е. не будет выполнено.

Детская ложь, так же является довольно распространенным средством манипулятивного поведения. В этих случаях ребенок манипулирует взрослыми, прибегая ко лжи, чтобы получить поощрение или избежать наказания: «это не я, это он уронил вазу». Следует различать детскую ложь и проявления фантазии: манипулятивная ложь всегда корыстна.

Использование лести так же можно отнести к разряду психологической манипуляции. «Внезапно обострившаяся любовь» может помочь ребенку-манипулятору достичь нужных целей.

Внутрисемейные разногласия так же становятся рычагом воздействия на родителей. Например, при ссоре или разводе родителей ребенок может использовать фразы, наподобие «а вот папа/мама мне купил (а) игрушку, значит он (а) меня больше любит».

Среди причин детских манипуляций чаще всего выделяют две основных: стремление ребенка получить личную выгоду и ограничение детских потребностей (недостаток любви, заботы, внимания или наоборот ограничение самостоятельности).

Причины детских манипуляций.

1. Одной из причин детских манипуляций является недостаток любви, заботы, внимания со стороны родителей, и чтобы ее восполнить ребенок опытным путем выбирает самый действенный для него способ. Он может превратиться в «реактивный самолет» - стать очень активным: везде лезть, все опрокидывать, громко кричать, в общем, производить как можно больше шума. Родители вынуждены будут как-то на это реагировать. Даже мамин окрик для малыша - это уже диалог и внимание, которого ему не хватает (ребенку, уставшему от одиночества, все равно, какое внимание оказывается, - лишь бы оно было).

Дети, не имеющие достаточной ласки и внимания, намеренно совершают проступки лишь для того, чтобы получить оное даже в виде окрика, подзатыльника, наказания.

В частности, это бывает при появлении младшего брата или сестры, когда все внимание родителей отдано младшему ребенку. Старший может без конца «канючить» то об одном, то о другом, то о третьем, но причина — его ревность и борьба за внимание к себе.

2. Моральная и материальная выгода.

Другой наиболее распространенной группой причин побуждающих ребенка прибегать к манипуляции родителями является желание получить материальную выгоду. Для достижения этой цели ребенок может использовать совершенно различные формы манипуляции от истерик до детской лести. Представим ситуацию:

Дочь обнимает мать и ласково говорит ей:

— Мамочка, миленькая, родненькая, я так тебя люблю! И я ведь у тебя любимая дочка, верно?

— Конечно, ты у меня самая любимая.

— Мамочка, я ведь так хорошо себя веду, стараюсь тебя не расстраивать. А тебе приятно видеть, когда я одета не хуже других?

— Конечно, приятно.

— Мамочка, мое платье совсем вышло из моды, скоро девчонки будут на меня пальцем показывать.

— Ну уж…

— Давай купим мне новое платье.

— Что ж, надо так надо…

И растроганная ласковым обращением, мать из последних денег выкраивает на обновку необходимую сумму.

Знание причин детской манипуляции важно для предотвращения неправильного поведения взрослых. Главной ошибкой взрослых становится проявление чрезмерной мягкости, попустительства. Когда взрослые готовы идти на уступки, и потворствовать каждому слову ребенка, они показывают ему, что с чужими интересами можно не считаться. В таких ситуациях манипуляции теряют свою безобидность, и взрослые становятся «марионетками» в руках ребенка.

Как противостоять детским манипуляциям.

1. Оцените ситуацию. Необходимо разобраться в ситуации: следует понять, какие цели преследует ребенок: серьезные или это просто каприз; определить насколько важно поступить так или иначе в данной ситуации, можно ли уступить или нельзя, «поставить себя на место ребенка».

2. Займите уверенную позицию, сохраняйте спокойствие. Четко придерживаться принятой позиции, спокойно объяснить и аргументировать ребенку свой ответ.

3. Не ругайте детей по пустякам. Скандалы на пустом месте могут породить обман, недоверие.

4. Игнорируйте манипуляции ребенка. Но не просто не обращать внимания, а в последующем объяснить, почему так делать нельзя.

5. Четко расставьте границы дозволенного и объясните, как поступать нельзя. Никогда не позволяйте переступать их.

6. Честно признавайте свои ошибки, просите прощения, если виноваты.

7. Обсуждайте с ребенком ситуацию. Предложить вместе решить этот вопрос, попробовать решить проблему путем переговоров.

8. Выслушивайте ребенка и старайтесь его понять.

9. Говорите ребенку о собственных чувствах: объясните - что такое поведение вам не нравится, оно вас тревожит, расстраивает и пр.

10. Раскрывайте манипуляцию ребенка. Давайте ему понять, что вы догадываетесь о том, что он хитрит.

Помните, что нежная и хрупкая душа ребёнка требует к себе особого, бережного отношения, а самое главное, он каждую минуту должен видеть, осознавать и чувствовать, что его любят таким, каков он есть. Когда подрастающий человек начинает самостоятельно постигать мир, ему нужна уверенность в том, что за спиной все надежно и спокойно, что охраняют его не только наша забота, но и огромная и вечная любовь. И хочется закончить такими словами: «Наставь юношу при начале пути его; он не уклонится от него, когда и состарится».

 

31 января 2021 в 18:34

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.