МБДОУ №6 Улыбка
Права и обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетних детей.Права и обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетних детей.
Сегодня в России более 700 тыс. детей-сирот, свыше 500 тыс. детей-инвалидов и 600 тыс. детей, находящихся в социально опасном положении. Ответственность за их будущее несут не только родители (законные представители), но и работники образовательных учреждений. Для повышения социально-правовой грамотности руководителей ДОУ и родителей воспитанников, распространения инновационного опыта обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, профилактики насилия в семье и дошкольном учреждении открываем рубрику "Социальная защита детства". Родители (законные представители) как участники образовательного процесса имеют права и обязанности, которые определяются уставом дошкольного образовательного учреждения (далее – ДОУ), локальными актами, предусмотренными уставом, и закрепляются в заключенном с ДОУ договоре. Родители являются законными представителями своих детей в силу закона и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в т. ч. в судах, без специальных полномочий.
Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей (ст. 38 Конституции РФ). Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов и с учетом мнения детей. Поскольку в воспитании детей в раннем возрасте родителям отводится главная роль, то на ДОУ возлагаются вспомогательные задачи по воспитанию, охране и укреплению физического и психического здоровья. ДОУ призваны помочь родителям развить в ребенке индивидуальные способности, скорректировать поведение ребенка в правильном направлении и предупредить нарушение развития, чтобы заложить основы для дальнейшего формирования его личности. Право выбора формы обучения и образовательного учреждения Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (далее – Закон РФ "Об образовании") закрепляет за родителями право выбирать формы обучения и образовательные учреждения. Таким образом, родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения ими дошкольного образования вправе самостоятельно решать, в какой форме и в каком ДОУ будут обучаться их дети. Вместе с тем в Минобрнауки России поступают многочисленные обращения, свидетельствующие о нарушении прав детей и их родителей (лиц, их заменяющих) при приеме в дошкольные и общеобразовательные учреждения. Практикуется отбор малышей из высокообеспеченных семей, все очевиднее тенденция зачисления их на основе тестирования. В отдельных случаях допускается отсев тех, кто не освоил дошкольные образовательные программы. Прием детей в ДОУ должен осуществляться в установленном порядке на основании заявления родителей. ДОУ обязано обеспечить присмотр, уход, воспитание и обучение дошкольников с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Отбор детей в ДОУ и их отсев не допускаются. Право на участие в управлении ДОУ и обращения в федеральный орган исполнительной власти Родители могут принимать участие в управлении ДОУ через органы самоуправления (государственно-общественного управления) (п. 1 ст. 52 Закона РФ "Об образовании"). В ДОУ создаются родительские комитеты и проводятся родительские собрания. Деятельность родительского комитета должна быть узаконена путем закрепления соответствующего положения в уставе и (или) принятия локального акта – Положения о родительском комитете. Родители (законные представители) должны быть заблаговременно уведомлены о месте, времени и теме родительского собрания. Пункт 1 ст. 38 Закона РФ "Об образовании" оставляет за родителями право обращаться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль и надзор в сфере образования, или орган исполнительной власти субъекта РФ, обеспечивающий управление в указанной сфере. Законодательством предусмотрены гарантии следующим категориям родителей (законных представителей): военнослужащим – по месту жительства их семей в первоочередном порядке могут предоставляться места для детей в ДОУ (п. 2 ч. 6 ст. 19 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее – Закон № 76-ФЗ)); гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей – не позднее месячного срока с момента обращения предоставляются места для детей в ДОУ (ч. 5 ст. 23 Закона № 76-ФЗ); лицам, признанным беженцами в РФ, – оказывается содействие в устройстве детей в государственные или муниципальные ДОУ наравне с гражданами РФ, если иное не предусмотрено международными договорами РФ (п. 11 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-1 "О беженцах").Обращение родителей (законных представителей), сообщивших о нарушении прав и законных интересов их детей в ДОУ, является основанием для проведения внеплановой проверки Рособрнадзором или региональными органами власти. В случае выявления нарушений заведующему ДОУ и (или) его учредителю направляется предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков его исполнения. Если в результате проверки установлены признаки противоправного деяния (например, побои или психическое насилие в отношении ребенка), может быть принято решение о направлении материалов проверки в суд, органы прокуратуры или иные правоохранительные органы. Плата за содержание детей в государственном (муниципальном) ДОУ За содержание детей в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, предусмотрена плата. Учредители образовательных учреждений вправе самостоятельно определять размер платы, взимаемой с родителей или законных представителей за содержание ребенка, если иное не установлено федеральными законами (п. 1 ст. 52.1 Закона РФ "Об образовании"). Верховный Суд РФ подтвердил, что взимание платы с родителей за содержание детей в государственных (муниципальных) ДОУ не означает, что ребенок не получает бесплатного дошкольного образования, поскольку оплачивается содержание детей в ДОУ, а не дошкольное образование. Необходимость внесения платы за содержание детей в ДОУ вытекает и из п. 9 ст. 50 Закона РФ "Об образовании", согласно которому на основе полного государственного обеспечения содержаться в ДОУ могут только дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (законных представителей). Право на получение компенсации части родительской платы за содержание детей в ДОУ В целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих государственные, муниципальные и иные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация части родительской платы за содержание ребенка в таких учреждениях (п. 6 ст. 52 и ст. 52.2 Закона РФ "Об образовании"): 20% среднего размера родительской платы – на первого ребенка; 50% среднего размера родительской платы – на второго ребенка; 70% среднего размера родительской платы – на третьего и последующих детей в семье.Средний размер родительской платы за содержание ребенка определяется органами государственной власти субъекта РФ. Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесший плату за содержание ребенка в образовательном учреждении. Размер компенсации родительской платы в негосударственных, немуниципальных (частных) ДОУ и в "коммерческих" группах определяется самостоятельно учредителем, который вправе не предоставлять компенсаций. Право на перевод ребенка с ограниченными возможностями в специальное образовательное учреждение По согласию родителей (законных представителей) ребенок с ограниченными возможностями здоровья может быть переведен в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы) по заключению психолого-медико-педагогической комиссии (п. 10 ст. 50 Закона РФ "Об образовании"). Специальные (коррекционные) ДОУ создаются для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, для умственно отсталых и других детей с ограниченными возможностями здоровья. Переводится воспитанник в другое ДОУ органами управления образованием с согласия родителей (законных представителей) и на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии. Право дарить и (или) жертвовать свое имущество на нужды образовательного учреждения Согласно п. 8 ст. 41 Закона РФ "Об образовании", ст. 582 Гражданского кодекса Российской Федерации (части первой) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (далее – ГК РФ) ДОУ имеет право привлекать дополнительные финансовые средства, в т. ч. валютные, за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц. Дополнительные источники финансирования, в т. ч. пожертвования, могут привлекаться ДОУ, если такая возможность предусмотрена его уставом. Граждане и (или) организации, желающие материально помочь ДОУ на безвозмездной основе, должны оформить безвозмездную помощь письменным договором пожертвования. Устанавливать договором оплату питания, охраны, уборки помещений (территорий) ДОУ без согласия родителей (законных представителей) не допускается. Право на ознакомление с документами ДОУ ДОУ рекомендуется ознакомить родителей (законных представителей) со своим уставом, лицензией на право ведения образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации, основными образовательными программами и другими документами, регламентирующими организацию воспитательного и образовательного процесса, под роспись (п. 2 ст. 16 Закона РФ "Об образовании", п. 37 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утв. постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666 (далее – Типовое положение)). Взаимоотношения ДОУ и родителей (законных представителей) регулируются договором, который предусматривает взаимные права, обязанности и ответственность сторон, возникающие в процессе обучения, воспитания, присмотра и ухода (п. 4 ст. 18 Закона РФ "Об образовании", п. 39 Типового положения). Обязанности родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ Основные обязанности родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ заключаются в следующем. Прежде всего они должны соблюдать устав ДОУ. В случае неисполнения родителями (законными представителями) своих обязательств по внесению родительской платы за содержание ребенка наступает гражданско-правовая ответственность (гл. 25 ГК РФ). Родители-должники возмещают все убытки, понесенные образовательным учреждением. За действия малолетних, не достигших 14-летнего возраста, ответственность несут их родители (законные представители) или организации, под надзором которых находятся дети, если они не докажут, что вред возник не по их вине (ст. 1073 ГК РФ). Ответственность родителей за ущерб, причиненный их ребенком во время нахождения в ДОУ, наступает лишь при условии, что действия ребенка вызваны ненадлежащим осуществлением родительских обязанностей (уклонением от воспитания, нравственного развития и обучения, аморальным, антиобщественным поведением родителей, недопустимыми приемами воспитания и т. п.). Под виной родителей следует понимать: неосуществление должного надзора за несовершеннолетними (поощрение или попустительство озорства, хулиганских и иных противоправных действий, отсутствие внимания к ним и т. п.); безответственное отношение к воспитанию (ненадлежащее воспитание или уклонение от него), результатом которого явилось неправильное поведение детей, повлекшее вред.Обязанность возместить причиненный вред возлагается на обоих родителей (ст. 321 ГК РФ). Родитель может быть освобожден от ответственности, если по вине другого родителя был лишен возможности принимать участие в воспитании ребенка. Если причинение несовершеннолетними вреда имело место как по вине родителей (опекунов и попечителей), так и по вине ДОУ, то вред возмещается по принципу долевой ответственности в зависимости от степени вины каждого. Пример
Нормативные документы Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 06.04.2011); (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 07.02.2011) Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 04.05.2011) Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (ред. от 17.05.2011) Федеральный закон от 19.02.1993 № 4528-1-ФЗ "О беженцах" (ред. от 28.12.2010) Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (ред. от 02.02.2011) Постановление Правительства РФ от 12.09.2008 № 666 "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении" Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 № 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина" Приказ Минобрнауки России от 24.03.2009 № 95 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии" Письмо Минобразования России от 07.06.1994 № 58-М "О реализации прав детей при приеме в дошкольные и общеобразовательные учреждения" Решение Верховного Суда РФ от 27.01.2003 № ГКПИ 02-1399 «Об оставлении без удовлетворения жалобы о признании незаконными п. 31, абз. 5 подп. 2 п. 45 "Типового Положения о дошкольном образовательном учреждении", утв. постановлением Правительства РФ от 01.07.1995 № 667, а также абз. 5 п. 53 и п. 54 "Типового Положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста", утв. постановлением Правительства РФ от 19.09.1997 № 1204»26 марта 2021 в 22:47
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.