МБДОУ №6 Улыбка

Сценарий познавательной викторины ко Дню Земли «Знатоки родной природы» для детей старшего дошкольного возраста (2021г)

Сценарий познавательной  викторины ко Дню Земли

«Знатоки родной природы»

для детей старшего дошкольного возраста (2021г)

 Составлен

воспитателями  подготовительной группы

Тарасенко О.П., Ярошенко О.П. .

Цель: Формирование у детей экологической культуры и активной жизненной позиции по сохранению окружающей среды.

Задачи:

1. Углублять и систематизировать представления о взаимоотношениях человека с окружающей средой.

2. Развитие у детей любознательности и познавательной мотивации.  

3.  Формировать умение составлять  распространенное предложение о предметах рукотворного и природного мира.

4. Воспитывать у детей гуманное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на Земле.

5.Развивать быстроту реакции, сообразительность, находчивость, логическое мышление, умение работать в команде.

 

Ход:

Ведущий:

- Где бы с вами не находились: в лесу, на лугу, на берегу реки – повсюду вас окружают загадки и таинства. Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен удивительный мир природы. Сегодня, в Международный день Матери-Земли – нашего  общего ДОМА ,  мы попытаемся открыть несколько страничек этого мира, проведем с вами викторину «Знатоки родной природы».

                             

Ребенок:

Наш дом родной, наш общий дом –

Земля, где мы с тобой живем!

Ты только посмотри вокруг:

Тут речка, там – зелёный луг,

А где-то снег лежит горой,

А где-то жарко и зимой…

Одно у них названье есть:

Леса, и горы, и моря –

Всё называется ЗЕМЛЯ!

Ведущий:

- Соревнования будут проходить  между командами «Ласточки» и «Божья коровка». Представление команд:

 1.Все за одного,

Один за всех-

Тогда команду

Ждет успех!

 

2.Мы веселая команда,
Не умеем мы скучать,
Вызвав нас на состязанье,
Вы рискуете проиграть!

Ведущий:

- Ребята, готовы? Что же такое природа? (ответы детей поочередно команды дают ответы . За каждый правильный ответ команда получает фишку).

Ведущий: (обобщает  ответы детей) …

- Да, это  реки, моря, озера, леса и поля, солнце и небо, почва  и воздух, и  все живое. И человек тоже часть природы. И самая маленькая букашка тоже часть природы.

- Ребята, для чего же человеку нужна природа? (ответы детей)

Ведущий: (обобщает  ответы детей ) 

- Правильно, она кормит человека, одевает, дает всё самое необходимое для жизни.

(Подсчет балов)

 Второй тур.

Ведущий:.

-Ребята, давайте поиграем в игру «Для того, что бы…»  Надо  пробежать по извилистой дорожке, взять картинку и рассказать для чего этот предмет нужен человеку. ( Человек это создал для того, чтобы… Побеждает команда, которая  первая выполнит  задание, и получает фишку.)

Ведущий:

-Верно ребята!

От общения с природой   человек получает радость! Любуясь красотой природы, человек становится лучше, добрее.

Давайте и мы получим удовольствие от общения с природой. Физкультминутка:
Руки подняли и помахали-
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули,
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажут-
Крылья мы сложим назад.

Ведущий:

- Ну что, ребята, отправимся погулять в наш парк?  

Дети открывают глаза, а на пеньке сидит старичок-Парковичок.  

Ребята, вы узнали, кто это?.. (ответы детей).

 Парковичок:

  - Здравствуйте, ребята!

  Я старик-парковичок,

 В парке я- охранник,

Грибам и ягодам начальник,

Чтобы в парк  ко мне зайти,

Надо ключ к нему найти!

Загадки загадаю я,

Отгадок жду от вас, друзья!

 Загадки:

1. Её всегда в лесу найдешь

Пойдешь гулять и встретишь

Стоит колючая, как ёж.

Зимою в платье летнем. (Ель).

Вот колючка-недотрога!

Лучше ты ее не трогай.

 Ой, остры иголочки

У зеленой… (  Ёлочки)

 Кудри в речку опустила

И о чем-то загрустила,

А о чем она грустит,

Никому не говорит. (  Ива)

Я знаю дерево одно,

Любимо пчёлками оно:

Нектар им щедро отдаёт,

Что превратили в сладкий мёд. (  Липа)

Каждый год на нем с охотой

Вырастают вертолеты.

Жаль, что каждый вертолет

На всего один полет. (  Клен)

Весною зеленела,

Летом загорала,

Осенью надела

Красные кораллы. ( Рябина)

Хоть колюча, но не ёлка,

Подлинней её иголки,

А кора тонка, красна!

Та красавица – … ( Сосна)

Из деревьев ранним летом

Вдруг снежинки запорхают,

Но не радует нас это —

Мы от этого чихаем. ( Тополь)

Скажи – с какого дерева

Зелёный ёж упал?

В сторонку откатился,

Но в лес не побежал. (С каштана)

Богатырского сложения,

Он раскидист и высок.

Желуди на нем растут,

Как это дерево зовут?  (Дуб).

Парковичок: 

- Молодцы, ребята, отгадали все загадки, а это значит, что вы знакомы со всеми деревьями нашего парка.

Ведущий:

- Ребята, а как вы думаете, какую пользу приносят деревья?

(ответы детей).

Ведущий:

- Очень важно, чтобы нас окружало много деревьев. Воздух бывает чистым и свежим лишь там, где растет много зеленых друзей.

В жаркий день можно отдохнуть в прохладной тени деревьев и  полюбоваться красотой природы. Предлагаю провести  игру-хоровод «Дубок».  

Парковичок:  А сейчас конкурс для капитанов « Подними упавший лист  и назови с какого дерева он?» (капитаны берут по очереди листья и называют.)

 Ведущий:

- Молодцы, капитаны, с заданием вы отлично справились!

 Парковичок:

- Очень важно в парке, в лесу, на лугу у реки соблюдать правила поведения в природе. Мы говорим правило, а вы, если согласны- показываете  зеленый кружок,  если не согласны- красный. Игра «Да- нет»

Ведущий:

- Если в лес пришел гулять

Свежим воздухом дышать.

Бегай, прыгай и играй

Только, чур не забывай…

1  В лесу нельзя шуметь(Да)

2 Можно громко петь (Нет)

3  Пугать птиц и зверюшек  - (Нет)

4.Запрещено брать в руки яйца птиц, птенцов. (Да)

5.Можно собирать знакомые  ягоды. (Да)

6.Можно топтать цветы и грибы (Нет).

7.Забирать домой детенышей животных (  Только если им нужна помощь)

8. Можно жечь костер (Нет)

9. Разбрасывать мусор(нет)

10.Нельзя в  лес ходить без взрослых (Да)

Подсчет балов

Ведущий:

- Предлагаю поиграть  в веселую игру  «Лужа, ручеек, река» Под музыку медленный бег врассыпную. Лужа- объединение в круг- лужу, ручеек- бег в колонне по одному, «Речка»- бег в колонне парами.

Парковичок:(Обращает внимание на разбросанные шишки, листья банки, коробки…)

Непорядок! На солнечной полянке тут и там пустые банки. Непорядок!

Ведущий:

- Мусор – это не богатство.

От него один лишь вред!

Давайте полянку приберем

А потом здесь отдохнем.

Но будьте осторожны,

Не порежьте рук!

Игра- эстафета «Рассортируй мусор!» - чья команда скорей справится с заданием.

Парковичок: Ну, молодцы, ребята! Быстро навели порядок. Хорошие помощники и защитники парка! В  нашем парке уютно и светло!

Ведущий:

- Ребята, давайте продолжим знакомство с  Красной книгой Ростовской области.  Назовите, о каком растении я говорю:

Из луковицы вырос, но в пищу не пригож,

На яркий бокал цветок тот похож.

Что это за цветок? (Тюльпан)

Ведущий:

- Во время цветения этого степного  талисмана  желательно  только любоваться красотой этого цветка, его многообразием. И пока два участника команд  будут рисовать тюльпан,  мы поговорим  о нем.  Конкурс «Нарисуй  тюльпан».  Пока представители команд будут рисовать, Парковичок  задаст вам несколько вопросов.

Вы знете, как тюльпаны размножаются  в саду?

Парковичок:

-Правильно, луковичками. А степные тюльпаны -семенами. Поэтому их нельзя срывать. Опавшие семена животные втаптывают в землю, а по весне они прорастают. Нам хорошо известный тюльпан Шренка зацветёт только через 6-7 лет после прорастания и только один раз!  Садовый же тюльпан в подходящих условиях будет цвести ежегодно.

Парковичок :

-  Очень красивые тюльпаны нарисовали ребята. Хорошо, что все подружились и стали друзьями природы. В сегодняшнем соревновании победила дружба и желание заботиться об окружающей нас природе.  Дорогие дети, берегите парк и все живое в нем!

Ведущий:

- Ребята, Парковичок подарил нам домик, а чей это  домик?  Мы узнаем ответ, разгадав кроссворд. Отгадав загадку, вы вписываете правильный ответ  в клеточки по горизонтали.

1.На одной ноге стоит

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад-

Ищет в речке лягушат (Цапля)

2.Под водой живет народ,

Ходит задом на перед!(Рак)

3.Хитрая плутовка

Кур ловит ловко!(Лиса)

4.Спит в норе, а не в берлоге

У норы большущий сук,

А в норе лежит…..(Барсук)

5.Кто зимой холодной

Бродит по лесу злой и голодный?(Волк)

6.Хозяин лесной просыпается весной.

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.(Медведь)

7.Заплелись густые травы,

Закудрявились луга,

Да и сам я весь кудрявый,

Даже завитком рога.(Баран)

Ведущий:

- Какое главное слово в этом домике живет? (Природа). О своем отношении к природе ребята расскажут в песне  «Мы хотим, чтоб птицы пели»  ( музыка Я. Жабко, слова Е.Каганова)

 Парковичок: 

- Вот  и закончилось, ребята, наше сегодняшнея прогулка. Мне пора на охрану парка выходить, ведь скоро школьники выйдут, а в парке есть еще совсем маленькие саженцы ивы, каштана, что вы посадили во время субботника.

Берегите, пожалуйста, наш парк, нашу Землю — наш Дом Родной!

Ведущий:

- Мы вместе с родителями убрали  мусор на участке- что бы наш парк, наша  планета стала краше! Ребята,  вы дома с родителями подумайте и завтра расскажите, что лично ваша семья может сделать, чтобы наша Земля стала еще красивее.

14 июня 2021 в 17:14

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.