МБДОУ №6 Улыбка
Консультация для родителей старших дошкольников «Становление красноречия»Главный источник обогащения речи дошкольников – это их личный опыт, наблюдение за окружающим миром, за жизнью людей и природы, художественная литература. Активизации словаря, развитию способностей к словесному творчеству помогают дидактические игры. Я начну, а ты закончи Цель: Научить ребенка быстро находить верное слово, составлять предложения с использованием приставочных глаголов противоположного значения (глаголов, образованных с помощью приставки). Начните предложение, используя приставочный глагол. Задача ребенка - закончить предложение, употребив однокоренной глагол противоположного значения. Например: Утром школьники пришли на уроки, а днем … (ушли). Дети играли в прятки. Они забежали за дом, а потом … (выбежали). Курочка сначала подошла к забору, а потом … (отошла). Синонимы Цель: Научить ребенка быстро подбирать синонимы. В эту игру можно играть на улице. Возьмите мяч и кидайте его ребенку, каждый раз называя новый глагол. Задача ребенка - назвать каждому глаголу синоним. Например: Ругаться (ссориться, фантазировать (мечтать, прыгать (скакать, бежать (нестись, разрешать (позволять, любить (обожать, иметь (владеть, стучать (колотить, плакать (рыдать, крутить (вертеть, найти (отыскать). Антонимы Точно так же можно поиграть не с синонимами, а с антонимами. Например: Поднимать (ронять, бросать (ловить, спать (бодрствовать, радоваться (грустить, лежать (стоять, работать (отдыхать). Загадки Цель: Научить ребенка отгадывать загадки, ориентируясь на внешние и внутренние признаки предмета или явления. Например: «Я блестящая, остренькая, У меня глазок маленький, За собой несу Длинную-длинную косу». (Иголка с ниткой.) Попросите ребенка назвать слова, которые помогли отгадать загадку. Наличие разнообразных признаков позволяет создать законченный образ того или иного предмета в воображении детей. Это возможно, когда в загадке использованы яркие и точные признаки, например: «Круглый, полосатый, к тому же еще и хвостатый. Красное сердце, зеленый снаружи. Имеет сладкий, вкусный сок». (Арбуз.) Можно не только загадывать загадки, но и просить ребенка самого составить такие загадки, стараясь как можно лучше описать загадываемый предмет или явление, например: «Большой, просторный, светлый, чистый». (Класс.) «Золотое, яркое, горячее.» (Солнце.) Рифма Цель: Научить подбирать слова, подходящие по рифме. Вы будете читать начало фразы, задача ребенка - закончить в рифму. Лучше нас, лесных (ежей, нет на свете (сторожей). Можно использовать шуточные стихи: В чаще, голову задрав, воет с голоду (жираф). С пальмы вниз, на пальму снова, ловко прыгает (корова). Кто в малине знает толк? Косолапый бурый (волк). Найди ошибку Цель: тренировка внимательного отношения к тексту. Предложите ребенку найти ошибку в предложениях. • Осенью в парке расцвела сирень. • В полу лежит красивый ковер. • Ольга побежал к реке. • Солнышко выглянуло за тучи. Кто и что сделал Цель: Развивать умение составлять предложения по предложенным моделям. Предложите ребенку разные модели, его задача - составить короткие предложения. • Кто? Что делает? Куда? (Я иду в бассейн.) • Кто? Когда? Что делал? Где? (Ваня вечером гулял в саду.) Увеличение предложения Цель: Развивать умение сделать предложение ярче и интереснее. Предложите ребенку простое предложение, например: ярко светит солнце. Договоритесь, что по очереди будете добавлять к этому предложению подходящее по смыслу слово: • На небе ярко светит солнце. • На небе ярко светит весеннее солнце. • На утреннем небе ярко светит весеннее солнце. Составь правильно Цель: Восстановление деформированного предложения. Дайте ребенку набор слов, попросите составить из них предложение, имеющее смысл. Например: лесу, роет, в, лиса, нору. (Лиса роет нору в лесу.) Закончи предложение Цель: Тренировка составления придаточных предложений. Попросите ребенка закончить предложение так, чтобы оно имело смысл. • Мы завтра пойдем в лес, если … • Я бы подружился с ним, если бы … Поговорки Цель: Тренировка понимания смысла. Расскажите ребенку три поговорки, например: • Ласточка день начинает, а соловей кончает. • В чужой лодке всегда больше рыбы. • Как собака на сене: сама не ест и другим не дает. Попросите объяснить, что они означают. Так же можно порекомендовать родителям такие дидактические игры, как: • Подбери рифму к слову… • Придумай загадку из одних прилагательных. • Сочини рассказ, состоящий из слов на одну букву. Выбор упражнений и дидактических игр обширен. Главное ваше желание уделить время ребенку и не превратить живое общение в школьный урок. 27 февраля 2022 в 20:12
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.