МБДОУ №6 Улыбка

Консультация для родителей старших дошкольников «Становление красноречия»

Главный источник обогащения речи дошкольников – это их личный опыт, наблюдение за окружающим миром, за жизнью людей и природы, художественная литература. Активизации словаря, развитию способностей к словесному творчеству помогают дидактические игры.

Я начну, а ты закончи

Цель: Научить ребенка быстро находить верное слово, составлять предложения с использованием приставочных глаголов противоположного значения (глаголов, образованных с помощью приставки). Начните предложение, используя приставочный глагол.

Задача ребенка - закончить предложение, употребив однокоренной глагол противоположного значения.

Например: Утром школьники пришли на уроки, а днем … (ушли). Дети играли в прятки. Они забежали за дом, а потом … (выбежали). Курочка сначала подошла к забору, а потом … (отошла).

Синонимы

Цель: Научить ребенка быстро подбирать синонимы.

В эту игру можно играть на улице. Возьмите мяч и кидайте его ребенку, каждый раз называя новый глагол.

Задача ребенка - назвать каждому глаголу синоним.

Например: Ругаться (ссориться, фантазировать (мечтать, прыгать (скакать, бежать (нестись, разрешать (позволять, любить (обожать, иметь (владеть, стучать (колотить, плакать (рыдать, крутить (вертеть, найти (отыскать).

Антонимы

Точно так же можно поиграть не с синонимами, а с антонимами.

Например: Поднимать (ронять, бросать (ловить, спать (бодрствовать, радоваться (грустить, лежать (стоять, работать (отдыхать).

Загадки

Цель: Научить ребенка отгадывать загадки, ориентируясь на внешние и внутренние признаки предмета или явления.

Например:

«Я блестящая, остренькая,

У меня глазок маленький,

За собой несу

Длинную-длинную косу». (Иголка с ниткой.)

Попросите ребенка назвать слова, которые помогли отгадать загадку.

Наличие разнообразных признаков позволяет создать законченный образ того или иного предмета в воображении детей. Это возможно, когда в загадке использованы яркие и точные признаки, например: «Круглый, полосатый, к тому же еще и хвостатый. Красное сердце, зеленый снаружи. Имеет сладкий, вкусный сок». (Арбуз.)

Можно не только загадывать загадки, но и просить ребенка самого составить такие загадки, стараясь как можно лучше описать загадываемый предмет или явление, например: «Большой, просторный, светлый, чистый». (Класс.)

«Золотое, яркое, горячее.» (Солнце.)

Рифма

Цель: Научить подбирать слова, подходящие по рифме. Вы будете читать начало фразы, задача ребенка - закончить в рифму.

Лучше нас, лесных (ежей, нет на свете (сторожей).

Можно использовать шуточные стихи:

В чаще, голову задрав, воет с голоду (жираф).

С пальмы вниз, на пальму снова, ловко прыгает (корова).

Кто в малине знает толк? Косолапый бурый (волк).

Найди ошибку

Цель: тренировка внимательного отношения к тексту.

Предложите ребенку найти ошибку в предложениях.

• Осенью в парке расцвела сирень.

• В полу лежит красивый ковер.

• Ольга побежал к реке.

• Солнышко выглянуло за тучи.

Кто и что сделал

Цель: Развивать умение составлять предложения по предложенным моделям.

Предложите ребенку разные модели, его задача - составить короткие предложения.

• Кто? Что делает? Куда? (Я иду в бассейн.)

• Кто? Когда? Что делал? Где? (Ваня вечером гулял в саду.)

Увеличение предложения

Цель: Развивать умение сделать предложение ярче и интереснее.

Предложите ребенку простое предложение, например: ярко светит солнце.

Договоритесь, что по очереди будете добавлять к этому предложению подходящее по смыслу слово:

• На небе ярко светит солнце.

• На небе ярко светит весеннее солнце.

• На утреннем небе ярко светит весеннее солнце.

Составь правильно

Цель: Восстановление деформированного предложения.

Дайте ребенку набор слов, попросите составить из них предложение, имеющее смысл.

Например: лесу, роет, в, лиса, нору. (Лиса роет нору в лесу.)

Закончи предложение

Цель: Тренировка составления придаточных предложений.

Попросите ребенка закончить предложение так, чтобы оно имело смысл.

• Мы завтра пойдем в лес, если …

• Я бы подружился с ним, если бы …

Поговорки

Цель: Тренировка понимания смысла.

Расскажите ребенку три поговорки, например:

• Ласточка день начинает, а соловей кончает.

• В чужой лодке всегда больше рыбы.

• Как собака на сене: сама не ест и другим не дает.

Попросите объяснить, что они означают.

Так же можно порекомендовать родителям такие дидактические игры, как:

• Подбери рифму к слову…

• Придумай загадку из одних прилагательных.

• Сочини рассказ, состоящий из слов на одну букву.

Выбор упражнений и дидактических игр обширен. Главное ваше желание уделить время ребенку и не превратить живое общение в школьный урок.

27 февраля 2022 в 20:12

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.