|
План работы по самообразованию 2020-2021г.г.
План работы по самообразованию
Воспитатель: Тарасенко Ольга Петровна
Период: 2020-2021г.
Тема: «Нравственно- патриотическое воспитание через ознакомление детей с историей родного края »
Цель: Повысить профессиональную компетентность и систематизировать знания по вопросам нравственно – патриотического воспитания дошкольников в условиях ФГОС.
Задачи:
- изучить научно-популярную, методическую, художественную литературы, опыты работы коллег в интернет - сообществах, журнальные статьи;
-применять в практической деятельности приобретенные знания, навыки, а так же организации воспитательно-образовательного процесса с детьми;
- обобщить опыт по теме «Нравственно- патриотическое воспитание через знакомство с историческим прошлым народа на примере защитников Отечества »
Литература:
Список используемой литературы:
1. Зацепина М.Б. "Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников".
2. Козлова С.А. "Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью".
1. Александрова Г. А. Моя Россия! Патриотическое воспитание старших дошкольников. Рабочая тетрадь. Санкт – Петербург.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2015.
2. Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду. Москва: Творческий центр «Сфера», 2010.
3. Ветохина А.Я., Дмитриенко З.С. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2015.
4. Дошкольник. Образование «Родной край». Методические рекомендации по организации и содержанию образовательного процесса в ДОУ Ульяновской области в 2010-2011 г.г. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2010.
5. Дьяченко В.Ю., Власенко О.П. Маленькие шаги в большой мир. – Волгоград: Учитель, 2007.
6. Кондрыкинская Л.А. Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду. Москва: ТЦ Сфера, 2010.
7. Косарева В.Н. Народная культура и традиции. Волгоград: Издательство «Учитель», 2014.
8. Майданкина Н.Ю. Войди в мир игры. Формирование у детей дошкольного возраста социальных навыков. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2013.
9. Пантелеева Н. Г. Знакомим детей с малой Родиной. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2015.
10. Чебан А.Я., Бурлакова Л.Л. Знакомим дошкольников с народной культурой. Москва: ТЦ Сфера, 2012.
11. Шорыгина Т. А. Наша Родина - Россия. Методическое пособие. Москва.: Творческий центр «Сфера», 2015.
12. Шорыгина Т. А. Моя семья. Методическое пособие. - Москва.: Творческий центр «Сфера», 2015.
13. Шорыгина Т. А. Литературные сказки. Беседы с детьми о прозе, поэзии и фольклоре. – Москва.: Творческий центр «Сфера», 2015.
14. Шорыгина Т. А. Общительные сказки. Беседы с детьми о вежливости и культуре общения. - Москва.: Творческий центр «Сфера», 2015.
15. Шорыгина Т. А. Мудрые сказки. Беседы с детьми о пословицах и крылатых выражениях - Москва.: Творческий центр «Сфера», 2015.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА
Учебный год |
Содержание работы |
Сроки выполнения |
Результат |
2020 |
Раздел 1: Теоретический |
Выборочное изучение научной, научно-популярной, методической, художественной литературы, опыт работы коллег в интернет -сообществах, журнальные статьи; |
Сентябрь 2020
декабрь 2020
|
Сбор наиболее интересного опыта работы, анализ и выбор оптимальных форм работы для использования в своей практической деятельности |
2020-2021 |
Раздел 2: Практическая детальность |
Применение в системе приобретенные знания, навыки и умения в собственной практической деятельности в организации воспитательно-образовательного процесса |
2020-2021 |
Перспективно-тематический план работы с детьми, организация занятий с использованием полученных знаний,
Организация выставки;
Разработка занятий;
Подготовка материала к семинару;
Консультации для родителей;
Участие в МО, семинарах ДОУ,
Буклеты, памятки;
Подготовка материала для выступления на родительском собраний. |
|
|
|
2021 |
Раздел 3: Подведение итогов самообразования |
Обобщение итогов самообразования, анализ достижений |
Май 2021 |
Представление опыта по теме «Проектная деятельность в экологическом воспитании дошкольников» на методическом объединении в ДОУ, в личном блоге
Мониторинг интегративных качеств воспитанников |
Реализация плана по самообразованию
Раздел плана |
Сроки |
Форма работы |
Практические выходы (новизна идеи при изучении литературы,рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.д.) |
Теоретический |
09.2020
04.2021 |
Чтение, конспектирование, изучение методических рекомендаций
1)Зацепина М.Б. "Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников".
2)Козлова С.А. "Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью"
3)Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду. Москва: Творческий центр «Сфера», 2010
4) Дошкольник. Образование «Родной край». Методические рекомендации по организации и содержанию образовательного процесса в ДОУ Ульяновской области в 2010-2011 г.г. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2010.
5)Дьяченко В.Ю., Власенко О.П. «Маленькие шаги в большой мир. – Волгоград: Учитель, 2007.
6)Занятия по патриотическому воспитанию в д/с/Кондрыкинская Л.А.
7)
Косарева В.Н. Народная культура и традиции. Волгоград: Издательство «Учитель», 2014.
8)
Майданкина Н.Ю. Войди в мир игры. Формирование у детей дошкольного возраста социальных навыков. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2013.
9)
Пантелеева Н. Г. Знакомим детей с малой Родиной. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2015.
10)
Чебан А.Я., Бурлакова Л.Л. Знакомим дошкольников с народной культурой. Москва: ТЦ Сфера, 2012
12)
Шорыгина Т. А.
«Наша Родина - Россия.», «Моя семья.»,
«Мудрые сказки».
«Беседы с детьми о пословицах и крылатых выражениях»., «Литературные сказки. Беседы с детьми о прозе, поэзии и фольклоре.»
|
В пособии собрана методическая работа по патриотическому воспитанию через проведение мероприятий, посвященных Дню защитника Отечества. Пособие предназначено для работы со старшими дошкольниками . В качестве приложения предлагается авторская программа для детского сада «Я - человек» и Декларация прав ребенка |
2)
В пособии представлены планирование работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей для разных возрастных групп детского сада, а также конспекты занятий по данному направлению работы ДОУ |
3)
Представленные в пособии тематические дни и недели, проводимые во время каникул и в течение года, помогут сделать жизнь детей в детском саду более интересной, разнообразной, занимательной. Творческие идеи послужат примером нестандартного мышления педагога, ухода от обыденности, штампов в работе с детьми второй младшей, средней, старшей и подготовительной к школе групп дошкольных образовательных учреждений. |
4)
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.
Исторически сложилось так, что любовь к Родине, родному краю, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. |
5)
Мир, окружающий дошкольника, свои тайны открывает не сразу. Ребенок движется к ним маленькими осторожными шагами. Очень важно, чтобы взрослые на этом пути были рядом.
Данное пособие содержит разработки занятий со старшими дошкольниками по курсам: "Родные корни" и "Четыре стихии мира" Интересные задания и вопросы для обсуждения, разнообразные опыты и темы для детских исследований, дидактические материалы, методические рекомендации по организации образовательного пространства помогут педагогу провести запоминающиеся занятия, сформировать у старших дошкольников стремление к новым знаниям.
Предназначено воспитателям, методистам ДОУ, может быть полезно студентам факультета дошкольной педагогики и психологии высших и средних учебных заведений. |
6)
Пособие имеет практическую направленность и удобен в использовании, содержит планирование, конспекты занятий и развлечений по темам "Мой дом - моя семья", "Русская народная культура", "Столица нашей Родины - Москва", "Земля - наш общий дом", "Защитники Отечества". Книга издана на основании пособия "С чего начинается Родина?" под ред. Л.А. Кондрыкинской. М., 2003. Для воспитателей и методистов детских садов.
7)
В пособии представлена система работы по ознакомлению детей 3-7 лет с прошлым и настоящим в истории страны и родного края, основами народной культуры, соответствующая концепции комплексной программы "Радуга" (авторы Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва). Предложены календарно-тематическое планирование для всех возрастных групп, диагностический инструментарий и ресурсный материал, подробные конспекты занятий с включением авторских дидактических игр, современных форм и приемов активизации познавательной деятельности дошкольников, которые позволят педагогам приобщить ребенка к общечеловеческим ценностям, развить интеллект, творческие способности, элементы самостоятельности, сформировать наглядно-образное мышление, навыки взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, помогут малышу осознать свое место в окружающем мире и повысить уровень социализации, тем самым обеспечить эффективную реализацию образовательной программы в ДОУ
8)
В пособии представлена система работы по ознакомлению детей 3-7 лет с прошлым и настоящим в истории страны и родного края, основами народной культуры. Предложены календарно-тематическое планирование для всех возрастных групп, диагностический инструментарий и ресурсный материал, подробные конспекты занятий с включением авторских дидактических игр, современных форм и приемов активизации познавательной деятельности дошкольников, которые позволят педагогам приобщить ребенка к общечеловеческим ценностям, развить интеллект, творческие способности, элементы самостоятельности, сформировать наглядно-образное мышление, навыки взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, помогут малышу осознать свое место в окружающем мире и повысить уровень социализации, тем самым обеспечить эффективную реализацию основной образовательной программы дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО.
9)
Данное пособие содержит практико-ориентированный материал по приобщению старших дошкольников к малой родине на основе организации проектной деятельности всеми участниками образовательного процесса. Использован тематический принцип подачи сведений об окружающем в форме разнообразных проектов, каждая тема которых содержит конкретный материал по истории, культуре, природе, труде города, края и страны. Учитывается принцип интеграции образовательных областей на основе партнерской познавательно-исследовательской деятельности взрослых и детей.
10)
Пособие помогает раскрыть воспитательные и образовательные возможности народной педагогики в процессе формирования личности ребенка, воспитать его добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей, честным, трудолюбивым, скромным и ответственным. |
В пособиях Т.А. представлены методические материалы из опыта работы педагогов дошкольных образовательных учреждений Московской области по духовно-нравственному воспитанию детей 5-7 лет на основе программы «Добрый мир», проходивших подготовку на курсах Духовно-просветительского центра им. просветителей славянских Кирилла и Мефодия Московского государственного областного университета по программе «Добрый мир. беседы с детьми, посвященные нашей Родине— России. Автор раскрывает нравственное значение, историю и функции государственных символов России — гимна, флага и герба. В книге рассказано о важнейших событиях в истории Отечества, о родном языке, народных традициях, большой и малой Родине человека, О героях, полководцах и богатырях, учителях духовных, словом, о тех людях, которыми может гордиться Отчизна. Беседы сопровождаются стихами, сказками, вопросами и заданиями. Собраны сказки, посвященные литературе, начиная с народного эпоса, состоящего из устных сказаний, былин, сказок, пословиц и поговорок и заканчивая письменной литературой, книгами различных жанров — романом, повестью, поэмой, стихотворением, рассказом. |
|
Практическая детальность |
2020-2021 |
Проектирование, дополнение рабочей программы подготовительной группы
Интеграция деятельности со специалистами ДОУ |
Комплексное перспективно-тематическое планирование организованной образовательной деятельности по всем видам деятельности с воспитанниками6-7 лет;
Комплексное перспективно-тематическое планирование организованной образовательной деятельности по всем видам деятельности с воспитанниками 6-7 лет;
Перспективный план работы с родителями на 2020-2021 уч. год |
|
2020-2021 |
Работа с родителями |
Консультация для родителей
«Воспитание нравственно-патриотических чувств детей к родному городу»
Консультация по нравственно-патриотическому воспитанию
«Люби и знай родной свой край»
« Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников ».
https://11686.maam.ru/maps/news/417240.html
Хорошие семейные традиции: Рождество в кругу родных.
https://11686.maam.ru/maps/news/442906.html
Буклет для родителей по патриотическому воспитанию дошкольников «Мы растим патриотов России»
https://11686.maam.ru/maps/news/417240.html |
|
|
Участие в профессиональных конкурсах по теме самообразования. |
|
|
В течение года |
Изготовление демонстрационного и раздаточного материала для непосредственно образовательной деятельности с детьми. |
Выставка игр, дидактических материалов, пособий для практической деятельности. |
|
В течение года |
Подготовка материала к информационным стендам. |
|
|
В течение года |
Накопление практического материала по теме «Нравственно- патриотическое воспитание через ознакомление детей с историей родного края », внедрение в практику работы передового педагогического опыта по выбранной теме, апробация собственных проектов. |
Спортивно- познавательный проект с детьми старшего дошкольного возраста «Быть здоровым- здорово!»
https://11686.maam.ru/maps/news/406994.html
Социально- экологический проект для детей старшего дошкольного возраста «Эколята спасают деревья»
https://11686.maam.ru/maps/news/415199.html
Проект «Традиции празднования Нового года»
https://11686.maam.ru/maps/news/423644.html
Познавательный проект для детей старшего возраста «Новогодние праздники»
https://11686.maam.ru/maps/news/423721.html
Проект по социально- коммуникативный «Я – большой помощник маме» для детей старшего дошкольного возраста.
https://11686.maam.ru/maps/news/440494.html
Фотоотчет «Мы — маленькие патриоты нашей необъятной Родины»
https://www.maam.ru/detskijsad/-my-malenkie-patrioty-nashei-neobjatnoi-rodiny.html
Сценарий конкурса «А ну-ка, казачки!» для детей старшего дошкольного возраста
https://www.maam.ru/detskijsad/scenarii-konkursa-a-nu-ka-kazachki.html |
|
В течение года |
Организация развивающей среды |
Пополнение патриотического уголка новыми дид. играми, , организация тематических выставок книг. |
|
|
Распространение опыта в сетевом взаимодействии |
Статья в блоге
Фотоотчет о проекте
Фотоотчет «Веселые старты казачат»
https://www.maam.ru/detskijsad/veselye-starty-kazachat.html
Фотоотчет об участии в Дне города «Мой любимый Пролетарск»
https://www.maam.ru/detskijsad/-moi-lyubimyi-proletarsk.html
Фотоотчет «Юные эколята — молодые защитники природы»
https://www.maam.ru/detskijsad/-yunye-yekoljata-molodye-zaschitniki-prirody.html
Фотоотчет «Праздник Покрова Божией Матери в детском саду»
https://www.maam.ru/detskijsad/prazdnik-pokrova-bozhiei-materi-v-detskom-sadu.html
Зимние праздники казачат
https://www.maam.ru/detskijsad/zimnie-prazdniki-kazachat.html
Фотоотчет «Богатырские игры»
https://www.maam.ru/detskijsad/-bogatyrskie-igry.html
Тематический вечер «Великий атаман Дона»
https://www.maam.ru/detskijsad/tematicheskii-vecher-velikii-ataman-dona.html |
|
Раздел 3: Подведение итогов самообразования |
|
Май 2021 |
Обобщение итогов самообразования, анализ достижений |
|
|
В течение года |
Обобщение опыта работы, систематизация полученного материала для его распространения. |
Составление конспектов занятий, консультаций для родителей и воспитателей, развлечений по экологическому воспитанию. |
|
|
|
|
|
|
Презентация опыта работы по теме самообразования |
Представление опыта по теме «Нравственно- патриотическое воспитание через ознакомление детей с историей родного края » на методическом объединении в ДОУ, в личном блоге
Мониторинг интегративных качеств воспитанников |
10 апреля 2021 в 20:56
|